Viktoria72.ru

Здоровье и Уход
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Понятие психического здоровья причины нарушения психического здоровья

Понятие психического здоровья. Факторы, влияющие на психическое здоровье.

Психическое здоровье — состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества. В этом позитивном смысле психическое здоровье является основой благополучия и эффективного функционирования для человека и для сообщества. Психическое здоровье — это совокупность установок, качеств и функциональных способностей, которые позволяют индивиду адаптироваться к среде. Человек, значительно отклоняющийся от стандартов своего сообщества, рискует быть признанным психически больным. В то же время представления о психической болезни различны в разных культурах и в разные времена внутри каждой культуры. Примером первого может служить тот факт, что многие племена индейцев, в отличие от большинства других американцев, считают галлюцинации нормальным явлением; пример второго — изменение отношения к гомосексуальности, которая когда-то рассматривалась как преступление, затем как психическая болезнь, а сейчас — как вариант сексуальной адаптации. Независимо от социального или этнического происхождения, индивид, живущий в технологическом, урбанизированном обществе, должен обладать совокупностью определенных психологических черт, обеспечивающих социальную адаптацию, т.е. успешное функционирование в этом обществе.

По тяжести эти психические расстройства можно разделить на психотические и непсихотические.

Психоз — заболевание, которое способно ухудшать психическое функционирование настолько, что человек утрачивает способность справляться с элементарными требованиями повседневной жизни. Может серьезно нарушаться восприятие реальности, возникать бред и галлюцинации. Типичный пример психоза — шизофрения; при тяжелой ее форме наблюдаются очень глубокие нарушения. Синдромы органических нарушений мозга, варьирующие от легких до чрезвычайно тяжелых, — это заболевания, связанные с физиологическим повреждением центральной нервной системы. Повреждение может быть обусловлено генетически либо родовой или какой-либо иной травмой, инфекцией, а также нарушением обмена веществ. Поскольку органические нарушения вызываются болезнями или травмами, направление профилактических программ здесь довольно ясно. Программы по охране психического здоровья имеют дело и с такими проблемами, как алкоголизм, предупреждение несчастных случаев на производстве и отравления свинцом.

Непсихотические расстройства характеризуются меньшей степенью дезориентации и утраты контакта с реальностью, а также большей вероятностью улучшения. Наиболее распространенными непсихотическими расстройствами являются неврозы, личностные расстройства, расстройства поведения у детей и подростков и некоторые синдромы органических нарушений мозга. Невроз считается результатом конфликта в мыслях и чувствах, с которым человек не может адекватно совладать. Тревога и депрессия — наиболее характерные проявления неврозов. Личностные расстройства, проявляющиеся формированием параноидной, шизоидной, истерической или асоциальной личности, представляют собой глубоко укоренившиеся неадаптивные стили поведения. Расстройства поведения, такие, как чрезмерная застенчивость, робость, агрессивность, склонность к правонарушениям, — не столь глубоко укоренены, однако тоже стойки. Причины психогенных, или неорганических, расстройств менее ясны. Как правило, их считают результатом взаимодействия конституциональных и семейных влияний, а также воздействия среды. Основные психотерапевтические школы значительно расходятся во взглядах на причины, а, значит, и на профилактику неврозов и личностных расстройств. Тем не менее все они едины в том, что ребенок, родившийся со здоровой психической и физической наследственностью и воспитанный психически здоровыми родителями, имеет наибольшие шансы вырасти психически здоровым. Ребенка следует любить, принимать его как самостоятельную личность и уважать, обеспечивать заботу и питание, эмоциональную и интеллектуальную стимуляцию, предохранять от сильных стрессов, связанных с бедностью, физическими и эмоциональными травмами, чрезмерно строгим воспитанием или жестким стилем семейной жизни. Для развития важен баланс между разрешенным и контролируемым, а также такие формы общественной поддержки, как хорошие школы, возможности для игры и нормальное жилье.

Факторы, которые оказывают влияние на психическое здоровье:

Предрасполагающие факторы усиливают восприимчивость человека к психическому заболеванию и повышают вероятность его развития при воздействии провоцирующих факторов. Виды предрасполагающих факторов:

1) генетически обусловленные — зависят от личных особенностей и генетического наследия (шизофрения, некоторые формы слабоумия, аффективные расстройства, эпилепсиия)

2) биологические (пол и возраст)

4) социальные — делятся на социально-средовые, социально-экономические, социально-политические, экологические (проблемы, связанные с семьей, работой, жильем, неудовлетворенность социальным положением, социальные катастрофы и войны, природные катаклизмы)

Суждение о психическом здоровье индивида должно соотноситься со стадией его развития, а В определенные возрастные периоды личность становится более уязвимой при стрессовых ситуациях. К таким периодам относятся: младший школьный возраст, в котором отмечается большая распространенность страхов; подростковый период (12— 18 лет), для которого характерны повышенная эмоциональная чувствительность и нестабильность, нарушения поведения, в том числе с употреблением наркотиков, актами самоповреждения и попытками самоубийства; период инволюции — со свойственными личностными изменениями и снижением реактивности к воздействию психологических и социально-средовых факторов. Возраст не только влияет на частоту развития психических расстройств, но и придает своеобразную «возрастную» окраску их проявлениям. Для детского возраста характерны страхи темноты, животных, сказочных персонажей. Психические расстройства старческого возраста (бред, галлюцинации) часто отражают переживания бытового характера — ущерба, отравления, воздействия и всевозможных ухищрений с целью «избавиться от них, стариков». Пол также в определенной мере обусловливает частоту и характер психических расстройств. Мужчины чаще, чем женщины, страдают шизофренией, алкоголизмом, наркоманией. Но у женщин злоупотребление алкоголем и психотропными веществами быстрее приводит к развитию наркотической зависимости и заболевания протекают злокачественнее, чем у мужчин. Иерархия социальных ценностей у женщин и мужчин различна. Для женщины большее значение имеют семья, дети; для мужчин — его престиж, работа. Поэтому частая причина развития невроза у женщин — неблагополучие в семье, проблемы личного плана, а у мужчин — конфликт на работе или увольнение.

Провоцирующие факторы — вызывают развитие заболевания. Некоторые люди с повышенной восприимчивостью к психическому расстройству тем не менее не заболевают им никогда или не болеют очень долго. Обычно провоцирующие факторы действуют неспецифично. От них зависит время начала заболевания, но не сам характер болезни. Виды провоцирующих факторов:

1) физические — соматические заболевания и травмы (опухоль мозга, черепно-мозговая травма или потеря конечности), кот. могут носить характер психологической травмы и вызвать психическое заболевание (невроз)

2) социально-психологические — болезненные переживания, навязчивые страхи, которые связанные с реальной действительностью (спидофобия, радиофобия) или пришедшие из далекого прошлого (страхи порчи, колдовства, одержимости).

Поддерживающие факторы. От них зависит длительность заболевания после его начала. При планировании лечения и социальной работы с больным особенно важно уделить им должное внимание. Когда первоначальные предрасполагающие и провоцирующие факторы уже прекратили свое воздействие, поддерживающие факторы существуют и могут поддаваться коррекции. На ранних стадиях многие психические заболевания приводят к вторичной деморализации и отказу от социальной активности, что, в свою очередь, продлевает первоначальное расстройство. Социальный работник должен принимать меры для коррекции этих вторичных личностных факторов и устранения социальных последствий заболевания.

Развиваемые в области психического здоровья профилактические программы преследуют три основные цели:

1) предотвращение или снижение частоты психических заболеваний;

2) облегчение их тяжести или сокращение длительности;

3) уменьшение их воздействия на трудоспособность.

Основные методы лечения, применяемые по отдельности или в различных сочетаниях:

2) лекарственная терапия

3) шоковая терапия и терапия средой.

Психотерапия. Большинство психотерапевтических подходов может быть отнесено к одной из двух школ — психоанализу З.Фрейда или поведенческой терапии, основанной на теориях научения и условных рефлексов Б.Скиннера и И.П.Павлова. В психоаналитически ориентированной терапии неадаптивные формы поведения пациента и симптомы его заболевания рассматриваются как результат глубинных, неосознаваемых конфликтов в мышлении, чувствах и мотивах. Освобождение от болезни при такой терапии происходит за счет осознания и разрешения внутренних конфликтов, а также выявления их источников (как правило, восходящих к детству). Целью поведенческой психотерапии является устранение неадаптивных форм поведения и научение новым, более продуктивным

Лекарственная терапия — лечение психотропными препаратами (транквилизаторы, стимуляторы, антидепрессанты и противосудорожные средства), шоковой терапией и терапией средой, которая включает трудовую терапию, групповую дискуссию, совместное планирование, навыки самопомощи и самоконтроля, и широко используется, чтобы избежать полного отрыва пациента от жизни при госпитализации.

Сохранение психического здоровья и предупреждение психических расстройств — гораздо менее понятная задача, чем предупреждение инфекционных болезней, для профилактики которых проводится вакцинация, а для лечения применяются антибиотики; в области психических заболеваний таких мер не существует. Во всем мире наркомания и алкоголизм привели к кризису психического здоровья. В результате формирования зависимости страдает психика десятков миллионов мужчин, женщин и детей. Насилие над детьми — тоже существующий во всем мире феномен. Как фактор возникновения психических заболеваний оно заслуживает намного большего внимания, чем ему сейчас уделяется. В последние годы такое насилие рассматривается как первичная причина синдрома множественной личности.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Психическая болезнь и психическое здоровье

Психическое здоровье — одна из составляющих общего здоровья Критериями психического здоровья (по Всемирной Организации Здравоохранения) являются:

  • · осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «Я»;
  • · чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях;
  • · критичность к себе и своей собственной психической продукции (деятельности) и ее результатам;
  • · соответствие психических реакций (адекватность) силе и частоте средовых воздействий, социальным обстоятельствам и ситуациям;
  • · способность самоуправления поведением в соответствии с социальными нормами. Правилами. Законами;
  • · способность планировать собственную жизнедеятельность и реализовывать это;
  • · способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств.

Степени психического здоровья представлены в таблице 1.

Таблица 1. Степени психического здоровья

(по С.Б. Семичову, 1979).

Гипотетическое психическое состояние, все составляющие которого соответствуют некоторым теоретическим нормам; гармонично интегрированы, создают условия для полной психосоциальной адаптации и психического комфорта в реальной природной и социальной действительности. Это состояние соответствует нулевой вероятности психической болезни или психической нестабильности.

Читать еще:  Проблемы психического здоровья

Показатель, который является производным усредненных психологических характеристик конкретно избранной и изученной по ряду свойств популяции.

Соотнесение определенных, довольно специфических типов психического состояния здоровых с тем или иным типом конституции (например, по Э. Кречмеру: эпилептоидный (атлетоидный), циклоидный (пикнический), шизоидный (астенический)).

Особая выраженность, заостренность непропорциональность некоторых черт характера всему складу личности. В определенной степени сужает границы социальной адаптации; предопределяет ситуационную уязвимость личности к возникновению психических расстройств (преимущественно психогенных).

Появление первых, разрозненных, эпизодических, синдромально незавершенных признаков психической патологии, дисфункции, являющихся причиной и условием нерезких нарушений социальной адаптированности.

В настоящее время понятие «психическая болезнь» в Международной классификации болезней 10 пересмотра (МКБ — 10) заменено термином «психическое расстройство», который понимается как болезненное состояние с психопатологическими или поведенческими проявлениями, связанное с нарушением функционирования организма в результате воздействия биологических, социальных, психологических, генетических или химических факторов. Оно определяется степенью отклонения от взятого за основу понятия психического здоровья.

Таким образом, психическую болезнь, расстройство или аномалию можно рассматривать как сужение, исчезновение или извращение критериев психического расстройства.

Этиология и патогенез психических заболеваний.

Этиология отвечает на вопрос, почему возникает болезнь, какова ее причина, патогенез — на вопрос, как развивается болезненный процесс, в чем его сущность.

Все разнообразные этиологические факторы психических заболеваний можно разделить на две группы: экзогенные факторы, или факторы внешней среды, и эндогенные — факторы внутренней среды.

Подобное деление этиологических факторов на экзогенные и эндогенные является в некоторой степени условным, так как при определенных условиях те или иные экзогенные факторы могут трансформироваться в эндогенные.

Между внешними экзогенно-социальными и внутренними эндогенно-биологическими факторами существует тесное взаимодействие. Так, социальный фактор в одном случае может быть непосредственной причиной психического заболевания, в другом — предрасполагающим моментом.

Таким образом, развитие психических заболеваний обусловлено сочетанным действием множества факторов.

К экзогенным факторам относятся различные инфекционные заболевания, механические травмы мозга, интоксикации, неблагоприятные гигиенические условия, психические травмы, сложная жизненная ситуация, истощение и др. Признавая, что болезнь в большинстве случаев развивается в результате вредных воздействий экзогенных факторов, следует в то же время учитывать реактивность, сопротивляемость и приспособительную реакцию организма. Причем человек не только сам приспосабливается к условиям внешней среды, но и изменяет и приспосабливает среду в соответствии со своими потребностями.

К эндогенным факторам, обусловливающим развитие того или иного психического расстройства, относятся некоторые заболевания внутренних органов (соматические), аутоинтоксикации, типологические особенности психической деятельности, нарушения обмена веществ, функции эндокринных желез, патологическая наследственность и наследственная предрасположенность или отягощенность. Одни авторы относят эти факторы к экзогенным, другие — к промежуточным. По-видимому, их все же следует относить к эндогенным факторам, ибо по отношению к организму в целом они являются внутренними факторами.

Следует отметить, что конкретная этиология известна лишь у небольшого числа нозологически самостоятельных психических расстройств и болезней: прогрессивный паралич, сифилис мозга, СПИД, классический вариант травматической болезни мозга, фенилпировиноградная олигофрения, алкоголизм, наркомания и некоторые другие.

Патогенез — это механизм развития патологического процесса. Патологический процесс может начинаться на разных уровнях организма: психическом, физиологическом, иммунологическом и метаболическом, структурном, генетическом. Так, если патологический процесс начинается на генетическом уровне (наследственные и эндогенные болезни), в него вовлекаются все вышележащие уровни функционирования, что проявляется специфическими признаками. В тех случаях, когда повреждающий фактор первично поражает морфологический уровень (травма, инфекция и пр.), патогенетическая цепь запускается на структурном уровне; при ряде интоксикаций и некоторых инфекционных поражениях — на метаболическом и иммунологическом уровнях; при психогениях — на физиологическом уровне. Каждый род заболеваний имеет свойственные именно ему закономерности развертывания во времени биологических механизмов. Внешним выражением такой закономерности является сменяемость психопатологических особенностей. Это проявляется не только определенным набором признаков, но и порядком их возникновения и трансформации, что создает стереотип развития патологических признаков на каждом уровне функционирования организма.

Патоморфология изучает морфологические изменения, происходящие в органах, тканях и клетках организма в результате болезни. Некоторые психические заболевания, особенно различные варианты олигофрении и деменции, характеризуются наличием выраженных патоморфологических изменений в ткани головного мозга.

Для соотнесения конкретной клинической картины психического расстройства с определенными клиническими формами в психиатрической семиологии целесообразно выделение рода, вида и типа заболевания, которые представлены на схемах 1-3.

Род психического заболевания

(по А.О. Бухановскому, Ю.А. Кутявину, М.Е. Литваку, 1998)

Определяется этиологической принадлежностью

эндогенные (патогенез обусловлен внутренними механизмами, обусловленными генетически)

экзогенные (патогенез обусловлен внешними механизмами, при взаимодействии с организмом вызывает повреждения, формирующие патогенез и клинику болезни)

психогенные (этиологическим фактором выступает микросоциальный конфликт)

соматогенные (причиной психического расстройства является первично нецеребральное соматическое страдание)

Вид психического заболевания

(по А.О. Бухановскому, Ю.А. Кутявину, М.Е. Литваку, 1998)

Отдельная нозологическая форма в пределах того или иного заболевания

шизофрения, маниакально-депрессивный психоз

травматическая болезнь мозга, энцефалит

неврозы, реактивные психозы

деменции при сосудистых нарушениях; психические расстройства при эндокринопатиях

Тип психического заболевания

(по А.О. Бухановскому, Ю.А. Кутявину, М.Е. Литваку, 1998)

Разновидность конкретной нозологической формы, выделяемая по форме течения болезни или особенностям структуры ее ведущего синдрома

Характеристика типов течения психических заболеваний представлена в таблице 2.

Таблица 2. Типы течения психических заболеваний

(по А.О. Бухановскому, Ю.А. Кутявину, М.Е. Литваку, 1998)

Регредиентное течение — наблюдается обратное развитие симптоматики заболевания, регресс, упрощение, облегчение (острые психогенные расстройства)

Фазное течение — в «длиннике» заболевания сочетаются фазы и интермиссии. Фаза — приступ психического заболевания, структура которого исчерпывается обратимыми полярными аффективными симптомами. Интермиссия — возникает после выхода больного из фазы, возврат в состояние психического здоровья.

Стационарное течение — стойкость психопатологической симптоматики, фактически не имеющей динамических тенденций (олигофрении)

Рецидивирующее течение — на фоне резидуальной (остаточной симптоматики) возникает обострение, которое характеризуется усилением ведущих симптомов и присоединением дополнительных и факультативных (рецидивирующий алкогольный слуховой галлюциноз).

Прогредиентное течение — клиническая картина носит характер неуклонного усложнения продуктивных и утяжеления негативных расстройств (шизофрения, эпилепсия, пресенильные и сенильные деменции, многие наследственные энзимопатии).

Рекуррентное течение — сочетание фаз или шубов. Шубы — обратимые приступы со сложной полиморфной психопатологической симптоматикой, качественно отличающиеся от ремиссий. Ремиссия — межприступное состояние с временной остановкой или снижением активности заболевания при наличии неполного восстановления психического здоровья (шизоаффективные психозы).

Приступообразно-прогредиентное течение — сочетание признаков прогредиентного течения (в ремиссиях) с рекуррентным (в приступах — шубообразная шизофрения).

Этапы развития психического заболевания

Психическое заболевание имеет определенные этапы развития: дебют, инициальный период, развернутая клиническая картина, период стабилизации, исход. Каждый из этапов развития имеет определенные особенности, которые представлены на схеме 4.

Схема 4. Этапы развития психического заболевания

(по А.О. Бухановскому, Ю.А. Кутявину, М.Е. Литваку, 1998)

Проявление первых признаков психического заболевания

Наличие неспецифических расстройств

Развернутая клиническая картина

Наличие характерных симптомов и синдромов психического заболевания

Прекращение трансформации клинической картины заболевания

Неполное выздоровление с резидуальной симптоматикой

Классификация психических и поведенческих расстройств

В настоящее время принята классификация психических и поведенческих расстройств по МКБ — 10

Классификация психических и поведенческих расстройств

(перечень диагностических рубрик)

F 0 Органические, включая симптоматические, психические расстройства

F 1 Психические и поведенческие расстройства вследствие употребления психоактивных веществ

F 2 Шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства

F 3 Аффективные расстройства настроения

F 4 Невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства

F 5 Поведенческие синдромы, связанные с физиологическими нарушениями и физическими факторами

F 6 Расстройства зрелой личности и поведения взрослых

F 7 Умственная отсталость

F 8 Нарушения психического развития

F 9 Поведенческие и эмоциональные расстройства

F 99 Неуточненные психические расстройства

Болезнь и патологическое состояние.

Болезнь как процесс, течение заболевания следует отличать от патологического состояния. Гипотезу об устойчивом психическом состоянии при различных заболеваниях мозга выдвинула Н.П. Бехтерева (1978). Она в определенной степени находит свое отражение в концепции А.В. Снежневского (1972) о стойких патологических состояниях, возникающих вследствие патологических процессов или пороков развития. Адаптация организма к изменившимся в результате болезни «внутренним условиям» происходит не только путем «восполнения» пораженных систем мозга его «здоровыми резервами», но и за счет формирования нового гомеостаза, нового устойчивого патологического состояния. Последнее формируется путем функциональной перестройки многих систем мозга, как пораженных болезнью, так и здоровых. Если патологический процесс прогрессирует, то функциональные системы вначале претерпевают количественные изменения, а, затем, пройдя фазу дестабилизации, — качественные, вызывающие поражение новых структур мозга и истощение компенсаторно-гиперактивных систем. Так возникает новое (вторичное) устойчивое патологическое состояние.

Исследование психически больных

В психиатрической практике ведущее место занимают клинические и параклинические методы исследования.

Схема 5. Клинические и параклинические методы исследования

Расспрос (беседа) больного, анализ анамнестических данных, субъективных (полученных у больного) и объективных (со слов близких родственников, товарищей по работе) сведений, клиническое обследование соматического состояния больного и наблюдение за его поведением.

Психологическое исследование больного (исследование восприятия и ощущений, внимания, памяти, мышления, интеллекта, личности); нейрофизиологические методы: электроэнцефалография (ЭЭГ), реоэнцефалография (РЭГ); методы нейровизуализации: компьютерная томография (КТ), магнитно-резонансная томография (МРТ), позитронно-эмиссионная томография (ПЭТ); лабораторные исследования.

Забота о психическом здоровье – как нельзя себя вести и почему?

Содержание статьи:

Авторитетная ВОЗ широко трактует понятие здоровья. Это не только отсутствие болезней, но и полное душевное благополучие. То есть, психическое здоровье включительно. Сегодня понятие здорового образа жизни перевернули с ног на голову, превратив в моду. Люди считают калории на калькуляторе, через силу едят овсянку, «сжигают» десерты на тренажёрах. Но вместо душевного благополучия получают стресс и низкую самооценку. В этой статье я расскажу вам о том, как прекратить бросаться в крайности и укрепить психическое здоровье.

Почему психическое здоровье не менее важно, чем физическое?

Нарушения психического здоровья – это не только психозы вроде шизофрении и паранойи. К ним относятся апатия и депрессия, бессонница, перегибы в пищевом поведении (обжорство, анорексия). Даже хроническая усталость говорит о том, что у человека начались проблемы с психическим здоровьем.

Слабая психика мешает личности получать удовольствие от жизни, заводить друзей, строить семью, добиваться успехов в карьере. Физическое и психическое здоровье – две стороны одной медали. Нарушения в одном приводят к отклонениям в другом.

  • Из-за неумения справляться с жизненными неурядицами человек налегает на жирную и сладкую пищу. В результате получает ожирение, болезни обмена веществ, сердца и сосудов.
  • Несбалансированное питание приводит к дефициту витаминов группы В, без которых нервная система работает неправильно.
  • При малой двигательной активности (гиподинамии) обмен веществ замедляется, ткани и внутренние органы испытывают недостаток кислорода. Человек становится вялым и апатичным, быстро устаёт.
Читать еще:  Изучает отклонения в развитии психики

Поэтому при заботе о физическом теле, не стоит забывать и о психическом здоровье. В каких же случаях психика может оказаться под угрозой?

Причины расстройств

Рост психических отклонений (особенно неврозов) – это общемировая тенденция. По данным ВОЗ, депрессия занимает первое место в мире среди причин прогулов. Почему люди всё чаще сталкиваются с нарушениями психического здоровья?

В 2013 году в Британском журнале психиатрии были опубликованы результаты научного исследования депрессии. Оказалось, что это расстройство имеет генетическую предрасположенность. Если мать страдает рецидивирующей депрессией с подросткового возраста, то риск возникновения той же проблемы у ребёнка составляет 15–35%.

Однако в большинстве случаев нарушение психического здоровья человека связано не с генетикой.

  1. Тяжёлые события: потеря близких, нищета, война, бандитизм, пребывание в тюрьме.
  2. Употребление алкоголя и наркотиков.
  3. Высокий темп жизни.
  4. Неумение справляться со стрессом и решать проблемы.
  5. Негативное отношение к жизни и к самому себе.

В четырёх случаях из пяти мы сами влияем на ситуацию. Я выяснила, какие популярные привычки делают человека несчастным и медленно убивают психическое здоровье.

Какие привычки подрывают психику?

Желая достичь счастья, денег, карьерного роста и других жизненных благ, люди выбирают неправильный путь. Если вы хотите сохранить благоприятное психическое состояние здоровья, откажитесь от нижеперечисленных установок.

Оптимизм

Удивлены? А как же позитивная психология, призывающая людей быть счастливыми по определению? Но наука установила интересную взаимосвязь между оптимизмом и психическим здоровьем.

В 2013 году учёные из университета Эрлангена–Нюрнберга (Германия) провели интересный эксперимент.

Они задали участникам два вопроса:

  1. Удовлетворены ли вы жизнью сегодня?
  2. Каким вы видите своё будущее?

Через 5 лет большее количество несчастных, больных и нетрудоспособных людей оказалось именно среди оптимистов. Как объяснить такой парадокс?

В жизни неизбежно возникают трудности и разочарования. Если человек полагается только на счастливую судьбу и думает, что всё само сложится хорошо, то расслабляется. Неудивительно, что через 5–10 лет его ожидания не соответствуют реальности.

Сравнение себя с другими

Сейчас из каждой трубы кричат: «Заработай 100 миллионов», «Умерь аппетит», «Начни заниматься спортом», «Построй карьеру». Насмотришься глянцевых журналов, начитаешься блогов, и кажется, будто отстал от жизни на 10 лет. Все вокруг такие успешные, красивые, умные личности, а ты – ноль без палочки.

Но это не так. Идеальных людей нет. В СМИ заслуги могут приукрашиваться, а недостатки – умалчиваться. Вдохновляйтесь чужими успехами. Но не надо считать, что вы хуже других.

Перфекционизм

Психическое здоровье детей страдает уже в школе, когда родители заставляют приносить домой только отличные оценки. Ребёнок живёт в состоянии стресса и тревоги. Тяга к знаниям пропадает, появляется стремление избегать ошибок и критики.

Психическое здоровье подростков оказывается под угрозой из-за желания соответствовать нормам коллектива: быть общительным, иметь приятную внешность, стройную фигуру и вторую половинку.

Но больше всего перфекционистов среди взрослых. Особенно тех, кто увлекается саморазвитием, здоровым образом жизни и карьерой.

  1. Проверка рабочей электронной почты по вечерам и в выходные дни.
  2. Чрезмерное увлечение популярной психологической литературой.
  3. Работа по 12–14 часов в сутки с целью обогнать коллег-конкурентов.
  4. Ежедневное посещение тренажёрного зала.
  5. Контроль веса чаще, чем 1 раз в неделю.
  6. Увлечение диетами.
  7. Строгий подсчёт калорий, нутриентов и витаминов в пище.

Человек ошибочно считает, будто личные успехи можно измерить в цифрах. Каждое несоответствие вызывает огорчение, удар по самооценке, желание стать лучше любой ценой. Но идеала достичь нельзя. Получается замкнутый круг из стремлений и разочарований.

«Модный» отдых

Я часто встречаю в статьях и книгах нападки на просмотр сериалов. Мол, для укрепления психического здоровья надо отдыхать активно, а не сидеть, уткнувшись в экран монитора.

Я же считаю, что лучший отдых тот, что приносит расслабление и удовольствие. Какой смысл гулять по парку в холодную погоду, если вы испытываете отвращение к ветру и серому небу? Или заниматься медитацией, когда хочется уснуть от скуки во время сеанса?

Когда я смотрю увлекательный сериал или комедию, то забываю про работу, погружаюсь в мир фантазий и испытываю искренние эмоции.

Несбалансированное питание

Оказывается, на психическое здоровье оказывают влияние такие факторы, как любимые продукты и питание в целом. В 2012 году учёные из университета Лас-Пальмас-де-Гран-Канария провели исследование, в ходе которого предложили 9000 людей питаться исключительно сладостями и фастфудом. В результате через 12 месяцев у участников выросли показатели раздражительности и тревожности.

Эксперт Надежда Колтырина, @dietolog_nadezhda
диетолог-нутрициолог, г. Псков:

«Человек весьма сложный биологический вид. На него оказывают влияние как различные процессы, происходящие вокруг него, так и те, что ежесекундно совершаются внутри. Еда занимает весомое место в нашей жизни и от того насколько она сбалансирована, зависит текущее состояние, энергетический потенциал и здоровье человека в целом, в том числе и психическое.

При плохо сбалансированном рационе, особенно если это продолжается с завидной регулярностью, человек лишает себя жизненно необходимых ему витаминов, минеральных и прочих полезных веществ, заменяя их вредными. Например, избытком сахаров, опасных добавок (заменителей/усилителей вкуса), опасными жирами. Накапливаясь в организме, всё это приводит к сбоям в системах: пищеварительной, сердечно-сосудистой, нервной.

При отсутствии рационального питания человек становится склонен к повышенному уровню стресса и депрессиям. Может стать более нервным и несдержанным или, наоборот, слишком пассивным и подавленным.

Для сохранения благоприятного жизненного тонуса и уравновешенного психического здоровья крайне важно следить за тем, чтобы пища была качественная и полезная: молочные и кисломолочные, мясные и рыбные продукты, масла и орехи. Обилие овощей и фруктов поможет улучшить не только качество вашего здоровья, но и повысить сопротивляемость, выносливость и стойкость организма в нашем быстроизменяющемся современном мире».

ТОП-5 способов укрепить психическое здоровье

Взять на себя ответственность и заняться всерьез своим психическим здоровьем никогда не поздно. Не все могут позволить себе медитировать в Таиланде или посещать СПА-процедуры каждую неделю. Я расскажу вам о способах сохранения психического здоровья, которые доступны людям с любым бюджетом.

1. Употребление полезной, но вкусной пищи

Я не люблю овсяную кашу, а мой муж – творог. И никакие статьи о здоровом образе жизни не заставят нас есть неприятные продукты. Доказанный факт: если пища вызывает отвращение, то плохо усваивается в кишечнике. Она не оказывает положительного влияния на физическое развитие и тем более на психическое здоровье. Предлагаю вам список продуктов, полезных для психики и головного мозга.

  • Ягоды: черника, голубика, калина.
  • Бананы.
  • Соевые бобы.
  • Зелень: петрушка, укроп, салат латук, шпинат.
  • Цельный зерновой хлеб.
  • Твёрдый сыр.
  • Зелёный чай.
  • Говяжья печень.
  • Бурый рис.
  • Рыба и морепродукты.

Для психического здоровья, особенно детей и подростков, вредна пища с высоким содержанием сахара. Она приводит к резким скачкам глюкозы в крови. А это чревато раздражением, хронической усталостью и гормональными расстройствами.

2. Кислородные ванны

Слабость, апатия, упадок настроения часто возникают из-за нехватки кислорода. Поэтому для укрепления психического здоровья полезно гулять на свежем воздухе, выполнять физические и дыхательные упражнения. Когда мне лень выходить на улицу в плохую погоду, я открываю окно на балконе, проветриваю комнату и голову и пью травяной чай.

3. Общение с приятными людьми

Человек – существо социальное. Даже интровертам для сохранения психического здоровья нужно общаться с близкими людьми. Пользу приносит не болтовня как таковая, а положительные эмоции. Человек чувствует, что он кому-то нужен, интересен.

4. Быстрое решение проблем

Чем чаще человек решает проблемы самостоятельно, тем крепче его психическое здоровье. Томительное ожидание помощи со стороны – источник постоянного стресса. Посмотрите, какие проблемы вы можете решить уже сегодня-завтра и действуйте.

Допустим, вы переживаете по поводу низкой зарплаты. Тогда прямо сейчас открывайте WORD и записывайте идеи с переобучением, подработками или сменой текущего места работы. Посмотрите, какие из них реально воплотить в жизнь, и сколько времени это займёт.

5. Информационная разгрузка

К переутомлению мозга и нарушению психического здоровья приводит поглощение информации в чрезмерных количествах. В том числе умных статей и книг. Вот на любимом сайте написано, что не надо терпеть эгоизм мужа, лучше развестись. Автор психологической книги учит, как сохранить семью, а видеоблогер на Youtube советует схитрить и тоже вести себя эгоистично.

Избыток информации – это аналог инфляции. Чем больше мнений, тем ниже их ценность . Люди путаются в чужих и собственных суждениях, переживают, бросаются из одной крайности в другую. Плюньте вы на этот информационный поток! Постарайтесь хотя бы раз в неделю не читать никакие статьи, новости и книги. Лучше посмотри любимый фильм или мультфильм (я именно так и поступаю, чтобы отвлечься и расслабить мозг).

Без психического здоровья нельзя представить полноценную жизнь. Если отдельные диеты и физические упражнения причиняют вам моральные страдания, откажитесь от них. Сейчас столько возможностей стать здоровее приятными путями: водные процедуры, туризм, спортивные игры, фрукты и ягоды. Любите своё тело и мысли, и организм вас обязательно отблагодарит.

Наталья Белоусова

автор-эксперт по правильному питанию
журнала SpecialFood

ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ ПСИХИЧЕСКОЙ НОРМЫ И ПСИХИЧЕСКОЙ ПАТОЛОГИИ, ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ И ПСИХИЧЕСКОЙ БОЛЕЗНИ

Человек как биосоциальное явление в качестве объекта психиатрии рассматривается как диалектическое единство двух подструктур: организменной (биологической) и лич­ностной (социальной). Организм как биологическая под­структура может находиться в двух биологических альтер­нативных состояниях — нормальном или патологичном. Лич­ность как социальная подструктура также может находить­ся в двух социальных состояниях — здоровом и больном. Следовательно, широко применяемые в психиатрии терми­ны («патологическая личность» или «патологическое раз­витие личности») представляются не до конца корректны­ми. Состояния соматической и душевной сферы (психи­ческих функций) могут быть оценены в критериях нормы и патологии, состояния духовной сферы — только в крите­риях здоровья и болезни. Психические функции (восприя­тие, мышление, память и т. д.) бывают патологичными или нормальными, а человек — только психически здоровым или психически больным, хотя в обыденной жизни понятие «психически ненормальный» и «психически больной» яв­ляются синонимами.

Читать еще:  Психосоматика рака костей

В реальной медицинской практике патология весьма часто совпадает с болезнью, а норма — со здоровьем. Но неред­ки случаи, когда происходит расхождение. Например, у че­ловека, находящегося в выраженном алкогольном или нар­котическом опьянении, отмечаются признаки патологии практически всех психических функций, но больным он не является (как и человек, находящийся в трансовом состоя­нии). Это «особое» состояние самосознания, рассматривае­мое в рамках психологии, а не как психопатологический син­дром пароксизмального помрачения сознания, например, шаман или «вновь рождающийся» при ребефинге (психоте­рапевтическая методика), также не являются больными, но у них проявляются признаки патологии. У лиц без призна­ков патологии психических функций могут обнаруживаться грубые нарушения поведения, приводящие к социальной дезадаптации (аморальные поступки, жестокость, эмоцио­нальная тупость, асоциальные и антисоциальные установки, и т. д.), в результате чего может быть диагностировано пси­хическое расстройство. Кстати, обязательным критерием ди­агностики психопатий по Ганнушкину является критерий со­циальной декомпенсации.

Психиатрическая практика постоянно дает яркие свиде­тельства того, что человека нельзя рассматривать как абст­рактную унифицированную совокупность жестко зафиксиро­ванных биологических и социально-психологических свойств. Наряду с определенными общими и устойчивыми жизненны­ми проявлениями, характерными для всех людей, каждый че­ловек обладает большим разнообразием индивидуальных осо­бенностей и реакций, свойственных только ему. Поэтому при рассмотрении человека как объекта психиатрии в плане дихо­томического деления здоровья — болезни следует уделять осо­бое внимание проблеме индивидуальности в различных ее ас­пектах (биологическом, психологическом, социальном) и проявлениях (в диалектическом единстве врожденных и при­обретенных, устойчивых и постоянно меняющихся свойств).

В психиатрии существует два основных крайних направле­ния, рассматривающих проблему соотношения психического здоровья и болезни.

Нозоцентризм— мышление врача ориентировано на поиск болезни или патологии. Проявляется тем, что любой отклоняющийся от ожидаемого признак человеческой пси­хики квалифицируется как признак болезни, симптом или синдром. Доведенное до крайности и абсурда нозоцентри-ческое мышление во всем многообразии психической дея­тельности человека находит девиантность, «скрытые», «недо­развитые» или явные психические болезни. Подобный под­ход ведет к «профессиональному кретинизму», ортодоксаль­ности, патернализму и, часто сочетаясь с гипердиагности­кой психических болезней, способствует нарушению прав че­ловека.

Нормоцентризм— мышление врача ориентировано на поиск только саногенных факторов. При таком подходе даже самые отклоняющиеся формы поведения психологизируются, объясняются ситуацией, воспитанием, социальной дей­ствительностью и не выводятся за рамки психического здо­ровья. Абсолютизация этого принципа лежит в основе анти­психиатрии.

Современное отношение к проблеме психического здо­ровья должно исходить из принципа «презумпции психичес­кого здоровья»: никто не может быть объявлен психически больным до тех пор, пока это не будет убедительно доказано и не будет установлен общепринятый диагноз психического расстройства. Никто не должен доказывать отсутствие у себя психической болезни и оправдываться. Гражданин изначаль­но для всех (в том числе для государственных органов) пси­хически здоров и не обязан подтверждать это.

Существует несколько подходов к разграничению психи­ческого здоровья и психической болезни, или расстройства:

1. Биологический. Жизнь человека сводится к «природ­ной целесообразности», т. е. человек должен вести себя так, как это «определено» природой или Богом. Примером био­логического подхода может явиться разграничение «нормаль­ного» или «ненормального» сексуального поведения челове­ка. Если оно направлено не на продолжение рода, а только для получения чувственного удовольствия, появляется воз­можность диагностировать «сексуальное и психическое не­здоровье». В частности, еще Крафт-Эбинг предлагал диаг­ностировать психическую болезнь у замужних женщин в слу­чае их промискуитетного поведения.

2. Естественнонаучный. При таком подходе возникает готовность к диагностическому заключению по отдельным фактам: патология родов, обнаружение на ЭЭГ повышенной судорожной готовности, выявление на компьютеротомограм-ме кисты прозрачной перегородки, и т. п. При этом диагно­стируется не обнаруженная патология, а психическая болезнь.

3. Социальный. Любое проявление социальной деком­пенсации, антисоциальное поведение, какова бы ни была их причина, диагностируется как психическое расстройство (концепция Ч. Ломброзо). В частности, любая суицидальная попытка трактуется как проявление душевного расстройства.

4. Экспериментально-психологический. Та или иная ненор­мативность психической функции, ее отклонение от средне­статистических показателей приводит к обнаружению «не­нормальности». Особенно часто это происходит при сочетании нескольких таких отклоняющихся показателей, и тогда предла­гается выносить заключение о психическом расстройстве.

На самом деле диагностируется психическое расстройство или болезнь исключительно с помощью клинико-феноменологического и клинико-психопатологического метода, струк­турно-динамического анализа и является прерогативой кли­нической психиатрии, которая неотделима от биологической, социальной, этнокультуральной психиатрии, а также клини­ческой психологии. Понятие психической болезни появляется при нарушениях в области душевной патологии (эндоген­ные заболевания), а не в области соматики или духовности, хотя патология здесь также может приводить к нарушению психического здоровья (экзогенные, соматогенные и психо­генные заболевания). Изолированное рассмотрение телесно­го и духовного — компетенция не клинической психиатрии: в первом случае эта задача биологии, морфологии, физиоло­гии, соматической медицины, во втором — психологии, со­циологии, философии. Однако ни те, ни другие не имеют юри­дического и профессионального права решать вопрос о нали­чии или отсутствии у данного человека психической болезни.

Вектор норма—патология носит характер континуума. В реальной жизни в популяции существуют плавные переходы от одного состояния к другому. Вектор здоровье—болезнь континуумом не является, и здесь можно отметить ступене-образность переходов.

Степени состояния психического здоровья были описаны С. Б. Семичовым в 1979 г. При этом принципиального раз­личия между нормой и здоровьем автором, выделившим пять степеней состояния психического здоровья, не делалось. Фак­тически речь идет не о здоровье, а о норме, что мы постоян­но и подчеркиваем, указывая в скобках слово «норма».

1. Идеальное здоровье (норма), или эталон, — не встре­чающееся в реальной жизни гипотетическое психическое со­стояние, все составляющие которого соответствуют некото­рым теоретическим нормам, гармонично интегрированы, со­здают условия для полной психосоциальной адаптации и пси­хического комфорта в реальной природной и социальной дей­ствительности и соответствуют нулевой вероятности психи­ческой болезни или психической нестабильности.

2. Среднестатистическое здоровье (норма) — показатель, который является производным усредненных психологичес­ких характеристик конкретно избранной и изученной (по полу, возрасту, социальному положению, территории про­живания, и т. п.) популяции. Как каждый статистически установленный показатель, он вероятностен, допускает опре­деленную степень колебаний (со знаком«+/-») и отклоне­ний от идеального здоровья. Тем самым этот показатель пред­полагает определенный риск психического расстройства, и в исключительных случаях краевые отклонения в состоянии такого здоровья могут соответствовать краевым вариантам некоторых заболеваний, например неврозоподобным рас­стройствам при сосудистых заболеваниях, клинике алкого­лизма в определенной социальной прослойке, и т. п.

3. Конституциональное здоровье (норма) — соотнесе­ние определенных, довольно специфических типов психичес­кого состояния здоровых людей с тем или иным типом телесно-организменной конституции (конструкции, устройства), С этим согласуется мнение о том, что подобные сочетания создают предрасположение к определенному кругу заболе­ваний. Последнее даже послужило основанием для их терминологического обозначения (титрования): эпилептоидный (атлетоидный), циклоидный (пикнический), шизоидный (леп-тосомный) тип.

4. Акцентуация — вариант психического здоровья (нор­мы), который характеризуется особой выраженностью, зао­стренностью, непропорциональностью некоторых черт ха­рактера всему складу личности и приводит ее к определен­ной дисгармонии. Акцентуация, не препятствуя адаптации личности в социальной среде, в большей или меньшей сте­пени суживает границы этой адаптации и тем самым предоп­ределяет ситуационную уязвимость личности, увеличивает риск возникновения психических расстройств, как правило, психогенных. К акцентуациям могут быть отнесены некото­рые аномалии личности, односторонняя одаренность, явле­ния непатологического психического дизонтогенеза, и пр.

5. Предболезнь — появление первых, разрозненных, эпи­зодических, синдромально незавершенных признаков психи­ческой патологии, дисфункции, являющихся причиной и ус­ловием нерезких нарушений социальной адаптированное

Общее здоровье определяется как состояние человека, ко­торому свойственно не только отсутствие болезней или физи­ческих недостатков, но и полное физическое, душевное и со­циальное благополучие (по ВОЗ).

Основные критерии общего здоровья:

• структурная и функциональная сохранность органов и систем;

• свойственная организму индивидуально достаточно высо­кая приспособляемость к изменениям в типичной для него природной и социальной среде;

• сохранность привычного самочувствия.

Психическое здоровье — одна из важнейших составляю­щих общего здоровья.

Критерии психического здоровья (по ВОЗ):

• осознание и чувство непрерывности, постоянства и иден­тичности своего физического и психического «Я»;

• чувство постоянства и идентичности переживаний в одно­типных ситуациях;

• критичность к себе и своей собственной психической про­дукции (деятельности) и ее результатам;

• соответствие психических реакций (адекватность) силе и частоте средовых воздействий, социальным обстоятельствам и ситуациям;

• способность самоуправления поведением в соответствии с социальными нормами, правилами, законами;

• способность планировать собственную жизнедеятельность и реализовывать это;

• способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств. Как и в любом общем определении и в этом определении общего здоровья выявляется ряд существенных недостатков, особенно когда речь идет о психическом здоровье. В част­ности, понятия душевного и социального благополучия слиш­ком широкие и не соответствуют практическому пониманию здоровья. И психически здоровый человек свое душевное состояние и социальное положение в определенные трудные или неблагоприятные периоды жизни (безответная страст­ная любовь, крах профессиональной карьеры, и т. п.), субъ­ективно может воспринимать как неблагополучные.

В современном определении психического здоровья под­черкивается, что для него характерна индивидуальная дина­мическая совокупность психических свойств конкретного че­ловека, которая позволяет последнему адекватно своему воз­расту, полу, социальному положению познавать окружаю­щую действительность, адаптироваться к ней и выполнять свои биологические и социальные функции в соответствии с воз­никающими личными и общественными интересами, потреб­ностями, общепринятой моралью.

МКБ-10 заменяет понятие «психическая болезнь» более общим и аморфным понятием «психическое расстройство». Последнее в МКБ-10 и В8М-1У определяется как «болез­ненное состояние с психопатологическими или поведенчес­кими проявлениями, связанное с нарушением функциони­рования организма в результате воздействия биологических, социальных, психологических, генетических или химических факторов. Оно определяется степенью отклонения от взятого за основу понятия психического здоровья». Как видно, и здесь происходит смещение понятий «норма» и «патология».

Именно поэтому мы считаем, что психическую болезнь рас­стройство или аномалию следует рассматривать как сужение, исчезновение или извращение критериев психического здоровья.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector