Особенности отклонений в нервно психическом развитии детей
Дети с психическими расстройствами и отклонениями
Считается, что отклонения в психическом развитии ребенка различить в раннем возрасте невозможно, а любое неадекватное поведение рассматривается как детский каприз. Однако сегодня многие психические расстройства специалисты могут заметить уже у новорожденного, что позволяет вовремя начать лечение.
Нейропсихологические признаки психических отклонений у детей
Врачами выделен ряд синдромов – психических особенностей детей, наиболее часто встречающихся в разном возрасте. Синдром функциональной дефицитарности подкорковых образований головного мозга развивается во внутриутробном периоде. Его характеризует:
- Эмоциональная неустойчивость, выражающаяся в частой смене настроения;
- Повышенная утомляемость и связанная с ней низкая трудоспособность;
- Патологическое упрямство и лень;
- Чувствительность, капризность и неуправляемость в поведении;
- Длительный энурез (часто – до 10-12 лет);
- Недоразвитие тонкой моторики;
- Проявления псориаза или аллергии;
- Нарушения аппетита и сна;
- Замедленное формирование графической деятельности (рисование, почерк);
- Тики, гримасничанье, вскрикивания, неконтролируемый смех.
Синдром достаточно трудно поддается коррекции, поскольку из-за того, что лобные отделы не сформированы, чаще всего отклонения в психическом развитии ребенка сопровождаются интеллектуальной недостаточностью.
Дисгенетический синдром, связанный с функциональной дефицитарностью стволовых образований головного мозга, может проявиться в детском возрасте до 1,5 лет. Его основными чертами являются:
- Дисгармоническое психическое развитие со смещением этапов;
- Лицевые асимметрии, неправильный рост зубов и нарушение формулы тела;
- Трудности с засыпанием;
- Обилие пигментных пятен и родинок;
- Искажение моторного развития;
- Диатезы, аллергии и нарушения в работе эндокринной системы;
- Проблемы в формировании навыков опрятности;
- Энкопрез или энурез;
- Искаженный порог болевой чувствительности;
- Нарушения фонематического анализа, школьная дезадаптация;
- Избирательность памяти.
Психические особенности детей с таким синдромом трудно поддаются коррекции. Педагоги и родители должны обеспечить неврологическое здоровье ребенка и развитие его вестибулярно-моторной координации. Также следует учитывать, что эмоциональные расстройства усиливаются на фоне утомляемости и истощаемости.
Синдром, связанный с функциональной несформированностью правого полушария головного мозга, может проявиться с 1,5 до 7-8 лет. Отклонения в психическом развитии ребенка проявляются как:
- Мозаичное восприятие;
- Нарушение дифференциации эмоций;
- Конфабуляции (фантазирование, вымыслы);
- Нарушения цветоразличения;
- Ошибки при оценке углов, расстояний и пропорций;
- Искажение воспоминаний;
- Ощущение множественности конечностей;
- Нарушения постановки ударений.
Для коррекции синдрома и уменьшения выраженности психических расстройств у детей необходимо обеспечить неврологическое здоровье ребенка и уделять особое внимание развитию наглядно-образного и наглядно-действенного мышления, пространственного представления, зрительного восприятия и памяти.
Также выделяют ряд синдромов, которые развиваются от 7 до 15 лет из-за:
- Родовой травмы шейных отделов спинного мозга;
- Общего наркоза;
- Сотрясения мозга;
- Эмоционального стресса;
- Внутричерепного давления.
Для коррекции отклонений в психическом развитии ребенка необходим комплекс мер, направленный на развитие межполушарного взаимодействия и обеспечение неврологического здоровья ребенка.
Психические особенности детей разных возрастов
Самым важным в развитии маленького ребенка до 3 лет является общение с матерью. Именно недостаток материнского внимания, любви и общения многие врачи считают основой развития различных психических отклонений. Второй причиной врачи называют генетическую предрасположенность, передающуюся детям от родителей.
Период раннего детства называют соматическим, когда развитие психических функций напрямую связано с движениями. К наиболее типичным проявлениям психических расстройств у детей относят расстройства пищеварения и сна, вздрагивание при резких звуках, монотонный плач. Поэтому если малыш продолжительное время встревожен, необходимо обратиться врачу, который поможет или диагностировать проблему, или развеять страхи родителей.
Дети в возрасте 3-6 лет развиваются достаточно активно. Психологи характеризуют этот период как психомоторный, когда реакция на стресс может проявляться в виде заикания, тиков, кошмарных сновидений, невротизации, раздражительности, аффективных расстройств и страхов. Как правило, этот период достаточно напряженный, поскольку обычно в это время ребенок начинает посещать дошкольные учебные заведения.
Легкость адаптации в детском коллективе во многом зависит от психологической, социальной и интеллектуальной подготовки. Психические отклонения у детей этого возраста могут возникать из-за повышенных нагрузок, к которым они не подготовлены. Гиперактивным детям достаточно сложно привыкать к новым правилам, требующим усидчивости и сосредоточенности.
В возрасте 7-12 лет психические расстройства у детей могут проявляться как депрессивные расстройства. Довольно часто для самоутверждения дети выбирают друзей со схожими проблемами и способом самовыражения. Но еще чаще в наше время дети заменяют реальное общение виртуальным в социальных сетях. Безнаказанность и анонимность такого общения способствуют еще большему отчуждению, а существующие расстройства могут быстро прогрессировать. Кроме того, длительное сосредоточенное нахождение перед экраном оказывает воздействие на головной мозг и может вызвать эпилептические припадки.
Отклонения в психическом развитии ребенка в этом возрасте, при отсутствии реакции со стороны взрослых, могут привести к довольно серьезным последствиям, включая расстройства сексуального развития и суицид. Также важно следить за поведением девочек, которые нередко в этот период начинают быть недовольными своим внешним видом. При этом может развиться нервная анорексия, которая является тяжелым психосоматическим расстройством, способным необратимо нарушить обменные процессы в организме.
Также врачи отмечают, что в это время психические отклонения у детей могут перерасти в манифестный период шизофрении. Если вовремя не реагировать, патологические фантазирования и сверхценные увлечения могут перерасти в бредовые идеи с галлюцинациями, изменениями мышления и поведения.
Отклонения в психическом развитии ребенка могут проявляться по-разному. В некоторых случаях опасения родителей к их радости не подтверждаются, а иногда действительно необходима помощь врача. Лечение психических отклонений может и должен осуществлять только специалист, имеющий достаточный опыт для постановки правильного диагноза, а успех во многом зависит не только от правильно подобранных лекарственных средств, но и от поддержки семьи.
Видео с YouTube по теме статьи:
Отклонения в психическом развитии
В развитии человека могут быть отдельные проблемы, которые приводят к отклонениям в общем развитии. Недостатки появляются с рождения или в процессе развития человека.
В зависимости от степени дефекта и времени его наступления одни проблемы могут полностью преодолеваться, другие — частично корригироваться, третьи — компенсироваться, четвертые — не поддаваться воздействию вообще. В любом случае при обнаружении отклонения нужно помнить, что чем раньше произойдет вмешательство, тем значительнее будет его влияние, чтобы нейтрализовать имеющийся дефект в развитии.
Онтогенез и дизонтогенез
Понятие «развитие» включает в себя два сложных определения:
- онтогенез — индивидуальное развитие человека;
- филогенез — общее развитие человеческого вида в целом.
Естественно, что онтогенез должен протекать в соответствии с филогенезом. В пределах нормы считаются незначительные отклонения в темпе развития. Если же отличия онтогенеза от филогенеза значительные, то речь идет о дефектах развития.
Дефекты бывают двух видов:
- частный дефект — повреждение или недоразвитие отдельных анализаторов;
- общий дефект — нарушение регуляторных и подкорковых систем.
Чем раньше произошло поражение, тем больше вероятность отклонений в психическом развитии. Первичные нарушения вытекают из физиологического характера дефекта (проблемы слуха, зрения, поражения головного мозга). Вторичные нарушения появляются уже в процессе нарушенного развития.
Как правило, вторичными нарушениями являются отклонения в психическом развитии ребенка, которые следуют за первичными нарушениями. В качестве примера, можно указать случаи глубоких отклонений в психическом развитии у детей с врожденными нарушениями слуха.
Проблемы с анализатором не имеют прямого влияния на психику, однако они делают невозможным развитие речи. Отсутствие речи, включая непонимание слов, приводит к слабому развитию интеллекта и отклонениям психического развития.
Таким образом, даже незначительные первичные нарушения могут вызвать глубокие вторичные нарушения.
Варианты отклонений в психическом развитии
Отклонения в психическом развитии могут иметь разные варианты:
- Дизонтогенез по типу стойкого недоразвития, когда наблюдается выраженная незрелость мозговых форм. Примером такого варианта является олигофрения.
- Задержанное психическое развитие характеризуется медленным темпом развития, отклоняющимся от нормы. Часто развитие ребенка фиксируется на каких-либо этапах, независимо от календарного возраста.
- Поврежденное развитие констатируется в случаях, когда генетически человек не имеет отклонений в развитии, но в результате повреждений происходит нарушение развития. Факторами, оказывающими негативное влияние на развитие ребенка, являются:
- внутриутробные и родовые травмы;
- инфекционные заболевания с негативными осложнениями;
- интоксикации;
- повреждения центральной нервной системы на более ранних этапах развития.
Примером поврежденного развития является деменция.
- Дефицитарное развитие связано с нарушениями в деятельности отдельных анализаторов (слуха, зрения), которые приводит к глубоким вторичным нарушениям в виде отклонений в психическом развитии.
- Искаженное развитие — сложное сочетание определенных нарушений в развитии и ускоренного развития отдельных функций. Примером такого варианта является ранний детский аутизм.
- Дисгармоничное развитие наблюдается при нарушении пропорциональности в развитии отдельных психических функций, а также психических функций. Примером дисгармоничного развития может быть психопатия.
Группы лиц с отклонениями в развитии
Людей с отклонениями в психическом развитии условно разделяют на несколько групп. Основанием для классификации является первичное нарушение, которое, в свою очередь, вызывает вторичный дефект психического развития.
1 группа — лица с нарушением слуха. Людей с недостатками слуха разделяют на две группы:
- глухие (неслышащие) — лица полностью глухие или с остаточным слухом, который невозможно использовать для накопления речевого запаса. Эта категория подразделяется на неслышащих без речи (ранооглохших) и неслышащих, сохранивших определенную часть речи (позднооглохших). Уровень психического развития этой категории зависит от времени потери слуха. Чем раньше теряется слух, тем меньше шансов для развития речи, а, следовательно, и интеллекта.
- слабослышащие дети — с частичной недостаточностью слуха, затрудняющее речевое и соответственно интеллектуальное развитие.
2 группа — лица с нарушением зрения. Эта категория также подразделяется на слепых (с полным отсутствием зрения или небольшим светоощущением) и слабовидящих. Нужно отметить, что прямого влияния на развитие интеллекта отсутствие зрения не оказывает. Однако надо понимать, что накопление речи у детей происходит путем бессознательного копирования действий артикуляционного аппарата взрослых. Поэтому очень часто при нормальном слухе, незрячие дети имеют задержку речевого и психического развития.
3 группа — лица с нарушением опорно-двигательной системы. Узкое некомбинированное нарушение не вызывает нарушений психического развития.
4 группа — лица с нарушением эмоционально-волевой сферы. К этой категории относятся дети с ранним детским аутизмом в разной степени выраженности.
5 группа — лица с нарушением интеллекта. Эта категория разделяется на две группы:
- дети с задержкой психического развития — нарушением темпа психического развития;
- дети с умственной отсталостью — стойким нарушением познавательной деятельности (олигофрения, деменция).
6 группа — лица с тяжелыми стойкими нарушениями речи (логопаты).
7 группа — лица с комбинированным (смешанным) дефектом: слепоглухонемые, умственно отсталые слабовидящие и т.д.
Нужно помнить важную истину: чем раньше выявлен дефект в развитии ребенка, тем больше шансов помочь ребенку приблизиться к нормам развития.
Не откладывайте диагностику проблем психического развития. При малейших подозрениях на отклонения в психическом развитии обратитесь к специалисту.