Viktoria72.ru

Здоровье и Уход
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Факторы нарушения психического здоровья

Психическое здоровье подростков

Основные факты

  • Каждый шестой человек находится в возрастной группе 10–19 лет.
  • На долю нарушений психического здоровья приходится 16% глобального бремени болезней и травматизма среди лиц в возрасте 10–19 лет.
  • Половина всех нарушений психического здоровья возникают до наступления 14-летнего возраста, однако такие случаи в большинстве своем не выявляются и остаются без лечения (1).
  • Депрессия является одной из ведущих причин заболеваемости и инвалидности среди подростков во всем мире.
  • Самоубийства являются третьей по значимости ведущей причиной смертности в возрастной группе 15–19 лет.
  • Игнорирование нарушений психического здоровья в подростковый период чревато последствиями, которые продолжаются во взрослом возрасте, негативно влияя как на физическое, так и на психическое здоровье и ограничивая возможности для полноценной взрослой жизни.

Подростковый возраст (10–19 лет) является уникальным периодом формирования личности. Самые разнообразные физические, эмоциональные и социальные изменения, в том числе воздействие факторов бедности, жестокого обращения или насилия, могут усиливать уязвимость подростков к проблемам психического здоровья. Повышение уровня психологического благополучия подростков и защита их от тяжелых потрясений и факторов риска, которые могут сказаться на их возможностях успешного развития, имеют важное значение для обеспечения их благополучия в подростковом возрасте, а также их физического и психического здоровья во взрослой жизни.

Детерминанты психического здоровья

Подростковый возраст — это важнейший период развития и закрепления социальных и эмоциональных привычек, имеющих важное значение для психического благополучия. К ним относятся формирование здорового режима сна; регулярная физическая активность; развитие навыков в области преодоления трудных ситуаций, решения проблем и межличностного общения; и воспитание способности к эмоциональному самоконтролю. Важное значение также имеют благоприятные условия в семье, школе и окружающем обществе в целом. Примерно 10–20% подростков во всем мире имеют нарушения психического здоровья, которые не диагностируются должным образом и не получают надлежащего лечения (1).

Состояние психического здоровья подростка определяется целым рядом факторов. Увеличение числа воздействующих на подростка факторов риска усугубляет их потенциальные последствия для его психического здоровья. Факторы, способные повышать уровень стресса в подростковом возрасте, включают в себя стремление к большей самостоятельности, желание соответствовать ожиданиям сверстников, поиск сексуальной идентичности и возрастающую доступность и применение технических средств. Влияние СМИ и гендерных норм может усугублять несоответствие между действительностью, в которой живет подросток, и его устремлениями или представлениями о будущем. Другими значимыми детерминантами психического здоровья подростков являются качество их жизни в семье и их взаимоотношения со сверстниками. Признанными рисками для психического здоровья являются насилие (в том числе жесткие методы родительского воспитания и издевательства со стороны сверстников) и социально-экономические проблемы. Дети и подростки особенно уязвимы к сексуальному насилию, которое несомненно влечет за собой ухудшение психического здоровья.

Некоторые подростки подвергаются повышенному риску нарушений психического здоровья из-за условий жизни, стигматизации, дискриминации или социальной изоляции, либо отсутствия доступа к качественной помощи и услугам. Это относится к подросткам, живущим в условиях гуманитарных кризисов и нестабильности; подросткам, страдающим хроническими заболеваниями, расстройством аутистического спектра, умственной отсталостью или другими неврологическими расстройствами; беременным подросткам, подросткам, ставшим родителями или вступившим в ранний и/или принудительный брак; сиротам; и подросткам из числа этнических или сексуальных меньшинств либо других дискриминируемых групп населения.

Подростки с нарушениями психического здоровья, в свою очередь, особенно уязвимы перед лицом таких явлений, как социальная изоляция, дискриминация, стигматизация (ограничивающая их готовность обращаться за помощью), трудности в учебе, рискованные формы поведения, физическое нездоровье и нарушения прав человека.

Эмоциональные расстройства

В подростковом возрасте нередко развиваются эмоциональные расстройства. Помимо депрессии или тревожности подростки с расстройствами эмоциональной сферы могут также испытывать повышенную раздражительность, неудовлетворенность или гнев. Симптомы могут напоминать сразу несколько эмоциональных расстройств и характеризоваться быстрыми и неожиданными сменами настроения и вспышками эмоций. У подростков младшего возраста могут дополнительно возникать эмоционально обусловленные физические симптомы, такие как боль в животе, головная боль или тошнота.

Депрессия занимает четвертое место в мире среди ведущих причин заболеваемости и инвалидности подростков в возрасте 15–19 лет и пятнадцатое место в возрасте 10–14 лет. Тревожные расстройства являются девятой по значимости причиной нарушений психического здоровья среди подростков в возрасте 15–19 лет и шестой в возрасте 10–14 лет. Эмоциональные расстройства могут сильно влиять, например, на посещаемость и успеваемость в школе. Изоляция и ощущение одиночества могут усугубляться социальной отчужденностью. В наиболее тяжелых случаях депрессия может приводить к самоубийству.

Поведенческие расстройства в детском возрасте

Поведенческие расстройства в детском возрасте являются второй по значимости ведущей причиной бремени болезней среди подростков в возрасте 10–14 лет и занимают одиннадцатое место среди подростков в возрасте 15–19 лет . К поведенческим расстройствам поведения в детском возрасте относятся синдром дефицита внимания и гиперактивности (который характеризуется проблемами с концентрацией внимания, гиперактивностью и действиями без учета последствий, которые неприемлемы в таком возрасте) и расстройства поведения (с симптомами деструктивного или вызывающего поведения). Поведенческие расстройства в детском возрасте могут негативно влиять на обучение подростков и могут являться причиной противоправного поведения.

Расстройства пищевого поведения

Расстройства пищевого поведения обычно возникают в подростковом и юношеском возрасте. Расстройства пищевого поведения чаще возникают у девочек, чем у мальчиков. Такие расстройства, как нервная анорексия, нервная булимия и компульсивное переедание, характеризуются вредными для здоровья формами поведения, связанными с питанием, в частности ограничением потребления калорий или бесконтрольным поглощением пищи. Расстройства пищевого поведения пагубно влияют на здоровье и нередко сопровождаются депрессией, тревожными расстройствами и/или злоупотреблением психоактивными веществами.

Читать еще:  Рак психосоматика причины

Психотические расстройства

Расстройства, характеризующиеся психотическими симптомами, чаще всего возникают в позднем подростковом или юношеском возрасте. Симптомы психозов могут включать в себя галлюцинации или бредовые расстройства. Психотические эпизоды могут серьезно нарушать способность подростка участвовать в повседневной жизни и получать образование. Во многих случаях они приводят к стигматизации или нарушениям прав человека.

Самоубийство и самоповреждение

Согласно оценкам, в 2016 г. самоповреждения стали причиной смерти 62 000 подростков. Самоубийства стоят на третьем месте среди ведущих причин смертности подростков старшего возраста (15–19 лет). Почти 90% подростков в мире проживают в странах с низким или средним уровнем дохода, и более 90% случаев подростковых самоубийств происходят среди подростков, проживающих в этих странах. Факторы риска самоубийств разнообразны и включают в себя вредное употребление алкоголя, жестокое обращение в детстве, стигматизацию при обращении за помощью, препятствия к получению помощи и доступность средств совершения самоубийства. С данной возрастной группой связана растущая обеспокоенность распространением информации о суицидальном поведении через электронные СМИ.

Рискованные формы поведения

Многие формы поведения, связанные с риском для здоровья, такие как употребление психоактивных веществ или рискованное сексуальное поведение, берут свое начало в подростковом возрасте. Рискованные формы поведения могут быть как неудачными попытками справиться с проблемами психического здоровья, так и негативным фактором, имеющим тяжелые последствия для психического и физического благополучия подростка.

В 2016 г. распространенность тяжелого эпизодического употребления алкоголя среди подростков в возрасте 15-19 лет во всем мире составляла 13,6%, представляя наибольшую угрозу для мальчиков и юношей.

Особую обеспокоенность вызывает также употребление табака и конопли. В 2016 г. на основе имеющихся данных из 130 стран были получены оценки, согласно которым 5,6% подростков в возрасте 15–16 лет употребляли коноплю по крайней мере один раз в течение предыдущего года (2). Многие взрослые курильщики попробовали свою первую сигарету в возрасте до 18 лет.

Совершение насилия представляет собой рискованную форму поведения, которая может повышать вероятность низкого уровня образования, травматизма, вовлечения в противоправную деятельность или смерти. В 2016 г. межличностное насилие было признано второй по значимости причиной смертности юношей старшего подросткового возраста.

Укрепление психического здоровья и профилактика

Меры укрепления психического здоровья и профилактики призваны усилить способность человека контролировать свои эмоции, расширить круг альтернатив рискованным формам поведения, выработать жизнестойкость, позволяющую успешно справляться с трудными ситуациями или неблагоприятными факторами, а также способствовать формированию благоприятной социальной среды и системы социальных взаимоотношений.

Эти программы должны осуществляться на многих уровнях с использованием самых различных платформ, например через электронные СМИ, в учреждениях здравоохранения и социальной сферы, на базе учебных заведений или среди местного населения, а также различных стратегий, обеспечивающих охват ими подростков, особенно из числа наиболее уязвимых групп населения.

Раннее выявление и лечение

Реагирование на нужды подростков с установленными нарушениями психического здоровья имеет крайне важное значение. Основные принципы работы с подростками заключаются в том, чтобы избегать направления их в специализированные учреждения, в первоочередном порядке использовать нефармакологические методы и обеспечивать соблюдение прав детей в соответствии с Конвенцией Организации Объединенных Наций о правах ребенка и другими документами по правам человека. Программа действий ВОЗ по ликвидации пробелов в области психического здоровья (mhGAP) содержит основанные на фактических данных руководящие указания для неспециалистов, позволяющие им более эффективно выявлять серьезные расстройства психического здоровья и оказывать помощь в условиях низкой обеспеченности ресурсами.

Действия ВОЗ

ВОЗ разрабатывает стратегии, программы и инструменты для оказания содействия правительствам в предоставлении подросткам необходимой медицинской помощи. Основными ресурсами в этом отношении являются:

Для деятельности в условиях чрезвычайных ситуаций ВОЗ разработала инструменты в отношении:

Все эти публикации касаются вопросов, затрагивающих молодых людей.

(1) Kessler RC, Angermeyer M, Anthony JC, et al. Lifetime prevalence and age-of-onset distributions of mental disorders in the World Health Organization’s World Mental Health Survey Initiative. World Psychiatry 2007; 6: 168–76.

Факторы риска нарушения здоровья

1. Существует множество подходов к определению понятия здоро­вья, которые можно разделить на медицинские и психологические.

На медицинском уровне выделяются следующие определения по­нятия здоровья:

— определение ВОЗ: здоровье есть отсутствие болезней и физиче­ских дефектов и состояние полного социального и духовного благополучия, когда функции всех органов и систем человека уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие-то болез­ненные изменения;

— определение психиатрии: здоровье есть способность индивида реализовать естественный врожденный потенциал человеческо­го призвания.

На психологическом уровне выделяются следующие определения здоровья, которые зависят от теоретической ориентации автора:

· гуманистическая психология (К. Роджерс): здоровый человек — это подвижный, открытый, а не постоянно использующий за­щитные реакции, независимый от внешних влияний и опираю­щийся на себя. Оптимально актуализируясь, такой человек по­стоянно живет в каждый новый момент жизни. Этот человек подвижен и хорошо приспосабливается к меняющимся условиям, терпим к другим, эмоционален и рефлексивен;

гештальт-терапия (Ф. Перлз): психическое здоровье связано со зрелостью личности, проявляющейся в способности к осоз­нанию собственных потребностей, конструктивному поведе­нию, здоровой адаптивности и умению принимать ответствен­ность за самого себя. Зрелая и здоровая личность аутентична, спонтанна и внутренне свободна;

Читать еще:  Статьи о психическом здоровье

психоаналитическое направление (3. Фрейд): психологически здоровый человек — это тот, кто способен согласовать принцип удовольствия с принципом реальности’,

аналитическая психология (К.Г. Юнг): здоровый человек — это человек, ассимилировавший содержание своего бессознательно­го и свободный от захвата каким-либо архетипом;

телесная психотерапия (В. Райх): невротические и психосома­тические нарушения здоровья являются следствием застоя био­логической энергии, здоровое состояние характеризуется сво­бодным протеканием энергии.

2. Понятие здоровья включает в себя ключевые характеристики:

• интегративность, то есть включает в себя как внутренний мир личности, так и разносторонность взаимоотношений человека со своим окружением;

• многоуровневость — наличие физического, психического, соци­ального и духовного аспектов здоровья;

• состояние равновесия, баланса между адаптационными воз­можностями человека и постоянно меняющимися условиями среды;

• осуществление наиболее полной реализации жизненного потен­циала человека.

3. Выделяют три уровня рассмотрения и оиенки здоровья:

• биологический (соматический) уровень, предполагающий совер­шенство саморегуляции в организме и динамическое равновесие всех внутренних органов, гармонию физиологических процес­сов, максимальную адаптацию к окружающей среде;

• психологический уровень, рассматривающий индивида как пси­хическое целое, включающий гармоничное развитие всех психиче­ских сфер личности и подразумевающий наличие у человека общей стратегии жизни человека;

• социальный уровень, подразумевающий гармоничное влияние раз­личных социальных связей на личность и наличие способности противостоять негативному влиянию со стороны социума и самому на свое окружение; а также трудоспособность, социальную активность и включенность личности, деятельное отношение человека к миру.

4. Значение выделения критериев психологического здоровья за­ключается в возможности разграничения нормы и патологии, анализ и структурирование системы критериев психического здоровья представляют собой трудную задачу, так как, во-первых, не существует единого основания для создания такой классификации и, во-вторых, ни одна классификация не выра­зит в достаточной мере понятие психологического здоровья.

Выделение критериев психологического здоровья может проходить на основании:

• специфики функционирования организма в целом;

• трех существующих видов проявлений психического:

На основании специфики функционирования организма выделяются следующие критерии психологического здоровья:

• критерий психического равновесия, позволяющий судить о ха­рактере и специфике функционирования психики человека в различных ее сферах — эмоциональной, мотивационной, по­знавательной, волевой и др., и выявляющий аномалию как про­явление дисгармонии личности и утраты ею равновесия с окру­жающей средой;

• гармоничность организации психики, понимаемая как равномер­ность развития и функционирования всех сфер психики, а ! л.

. стратегия построения отношений к другим людям;

. отношение к жизни в целом;

. жизненные цели и ценности индивида;

. индивидуальные личностные особенности;

на социальное здоровье оказывают влияние:

• соответствие личностного и профессионального самоопреде­ления;

• удовлетворенность своим семейным и социальным статусом;

• гибкость жизненных стратегий;

• соответствие установок, стратегий, ценностной системы социокультурной ситуации (экономическим, социальным и пси­хологическим условиям);

на духовное здоровье влияют такие факторы, как:

• осмысленность и наполненность жизни;

• творческие отношения и реализация своего творческого потен­циала;

• гармония с собой и окружающим миром;

• наличие веры в ценности, идеалы и т. п.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: На стипендию можно купить что-нибудь, но не больше. 9362 — | 7420 — или читать все.

Факторы психического здоровья (предрасполагающие, поддерживающие и способствующие) и их краткая характеристика.

Факторы, которые оказывают влияние на состояние психического здоро­вья, подразделяются на предрасполагающие, провоцирующие и поддерживающие.

Предрасполагающие факторы усиливают воспри­имчивость человека к заболеванию и повышают ве­роятность его развития при воздействии провоцирующих факторов. Предрасполагающие факторы могут быть генетически обусловлен­ными, биологическими, психологическими и социальными.

Так генетическая пред­расположенность, обусловленная генетическими дефектами, велика в роли возникновения шизофрении, некоторых форм слабоумия (болезни Пика и Альцгеймера), психопатий, эпилепсии.

Например, риск заболеваемости шизофренией для общей по­пуляции составляет 0,7— 1 %, а у монозиготных близнецов —40— 50%. Если один родитель болен шизофренией, то риск развития заболевания у ребенка составляет от 10 до 19 %, а если больны оба родителя, то 27—60%. Риск развития эмоционального расстрой­ства возрастает до 24—30%, если болен один из родителей, и до 35—44%, если больны оба.

Так же обстоит дело и с МДП и олигофрениями.

Для снижения последствий воздействия данного фактора на здоровье человека проводится генетическая экспертиза. Она помогает оп­ределить степень риска заболевания или рождения психически неполноценного ребенка, наметить профилактические меры и составить прогноз развития психической болезни. Генетическая экспертиза также позволяет разграничивать заболевания экзогенной (в результате внешних причин) и эндогенной этиологии. Так, микроцефалия с умственной отсталостью может возникать как в результате мутации, так и под влиянием интоксикации плода при ал­коголизме матери, при применении матерью тератогенных ле­карственных препаратов, при воздействии рентгеновского облу­чения. Психические предрасполагающие факторы.Предрасполагающее значение для развития пси­хического заболевания имеют личностные особенности. Так, невроз навязчивых состояний и депрессия гораздо быстрее формируется у человека с высокой личностной тревожностью, склонного к сомнениям, с высоким уровнем нейротизма (обидчивыми, раздражительными, с быстрой сменой настроения), с по­вышенной чувствительностью, склонных подолгу переживать не­приятные события, неуверенных в себе, с заниженной самооцен­кой.

Особенности личности могут накладывать отпечаток на возникновение и течение заболева­ния.

Читать еще:  Зажимы в теле психосоматика упражнения

К биологическим факторам, повышающим риск возникнове­ния психического расстройства или заболевания, относится возраст, пол

В определенном возрасте личность становится бо­лее уязвимой при стрессовых ситуациях.

Так, в младшем школьном возрасте широко распространены страхи (страхи тем­ноты, животных, сказочных персонажей);

в подростковый период (12— 18 лет) – нестабильность психики, употребление наркотиков, часты попытки самоубийств (описать примеры самоубийств);

период инволюции — старческое слабоумие, депрессии, снижение реактивности к воздействию психологических и социально-средовых факторов ((бред, галлюцинации) часто отража­ют переживания бытового характера — ущерба, отравления, воз­действия и всевозможных ухищрений с целью «избавиться от них, стариков»)..

Многие психические заболевания имеют закономерность раз­вития в определенном возрасте. В целом, пик заболеваемости ти­пичными психическими расстройствами приходится на сред­ний возраст.

Пол обусловливает частоту и ха­рактер психических расстройств. Мужчины чаще, чем женщи­ны, страдают шизофренией, алкоголизмом, наркоманией. Но у женщин быстрее развивается наркотическая зависимость и заболевания протекают злокачественнее, чем у мужчин.

Женщины более эмоциональны и чаще, чем мужчины, испытывают депрессии, эмоциональные нарушения.

Специфичные для женского организма состо­яния, такие как беременность, роды, послеродовой период, кли­макс, несут в себе множество социальных проблем и психотрав-мирующих факторов. В эти периоды повышается уязвимость женщин, актуализируются социально-бытовые проблемы. Только у женщин может развиться послеродовой психоз или депрессия со страхом за здоровье ребенка. Инволюционные психозы чаще раз­виваются у женщин. Нежелательная беременность — тяжелый стресс для девушки, и если отец будущего ребенка оставил девушку, то не исключено развитие тяжелой депрессивной реак­ции, в том числе с суицидальными намерениями. Женщины чаще подвергаются сексуальному насилию или жестокому обращению, результатом чего являются депрессии. Девочки, подвергшие­ся сексуальному насилию, в дальнейшем проявляют большую восприимчивость к психическим расстройствам.

Иерархия социальных ценностей у женщин и мужчин различ­на. Для женщины большее значение имеют семья, дети; для муж­чин — его престиж, работа. Поэтому частая причина развития невроза у женщин — неблагополучие в семье, проблемы лично­го плана, а у мужчин — конфликт на работе или увольнение.

Женщины в большей степени склонны признавать заболева­ние, высказывать психологические жалобы и запоминать психо­патологическую симптоматику. Мужчины склонны «забывать» свои симптомы.

На психическое здоровье влияет и физическое здоровье. Нарушения со стороны психики выяв­ляются у 40—50% больных соматическими заболеваниями.

Важное влияние на психическое здоровье оказывают социальные факторы. Их можно подразделить на социально-средовые, социально-экономические, социально-политические, эко­логические.

Наиболее значимыми среди них являются следующие:

— отношения в семье

— наличие работы (депрессия нередко развивается у лиц, потерявших работу. При­чем безработица с большей вероятностью способствует развитию депрессии у тех, кто в прошлом уже терял работу. Даже после восстановления на работе депрессия может продолжаться в тече­ние двух лет, особенно у лиц с неблагоприятным семейным кли­матом и отсутствием социальной поддержки.

— наличие жилья

— доступность медицинской помощи

— социальные катаклизмы и потрясения локальные войны, вооружен­ные конфликты, террористические акты.Психические расстрой­ства выявляются у 60— 85 % лиц, переживших столь мощные стрессогенные воздействия, как участие в боевых действиях.

— экологическая обстановка (Так, спустя 10 лет с момента аварии психическое состояние у 68,9 % ликвидаторов соответствовало посттравматическому стрес­совому расстройству, в 42,5% случаев имели место интеллектуально-мнестические расстройства. У каждого третьего ликвидато­ра был выявлен хронический алкоголизм, среди всех умерших за этот период 10% завершили жизнь самоубийством);

Повышенный уровень фоновой радиации влияет на появление умственно неполноценного по­томства. Например, в Семи­палатинской области, детей с умственной неполноценностью рождается в 3—5 раз больше, чем в среднем по стране).

— микросоциальное окружение (среди невротиков сам станешь невротиком) (Сужением круга доверительного общения можно объяснить тот факт, что у домохозяек чаще развиваются симптомы психических расстройств, чем у работающих женщин).

Наличие социальной поддержки снижает степень влияния нега­тивных социально-психологических факторов, экономических трудностей (например, кратковременной потери работы). Эту мо­дель называют моделью стресс-буфера. Социальная поддержка по­могает сохранить положительную самооценку, оптимизм в от­ношении будущего, и тем самым предотвратить развитие невро­тических и эмоциональных реакций.

Провоцирующие факторы. Вызывают развитие за­болевания. Обычно провоцирующие факто­ры действуют неспецифично. От них зависит время начала заболе­вания, но не сам характер болезни. Провоцирующие факторы мо­гут быть физическими, психологическими или социальными.

К фи­зическим факторамотносятся соматические заболевания и трав­мы, например опухоль мозга, черепно-мозговая травма или поте­ря конечности. Они могут провоцировать начало психического заболевания.

Жизненные события могут вы­ступать в роли как психологического фактора, так и социального (потеря работы, развод, утрата близкого, переезд на новое место жительства и т.д.).

Социально-психологические факторы находят отражение в содержании болезненных пережи­ваний. В последнее время получили распространение навязчивые страхи, которые связаны с реальной действительностью, — это спидофобия, радиофобия, идеи воздействия нейротропным ору­дием, у детей часты страхи, отражающие столь широко демон­стрируемые теперь фильмы-ужасы с роботами, вампирами, привидениями, инопланетянами и т.п. Одновременно встречаются формы болезненных убеждений и страхов, которые пришли к нам из далекого прошлого — порчи, колдовства, одержимости, сглаза.

Поддерживающие факторы. От них зависит длительность забо­левания после его начала (плохие жилищные условия, плохое питание, одежда не по сезону, отсутствие медикаментозной помощи). На ран­них стадиях многие психические заболевания приводят к вторич­ной деморализации и отказу от социальной активности, что, в свою очередь, продлевает первоначальное.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector