Плохой музыкальный вкус
Что значит иметь хороший музыкальный вкус? Если ты слушаешь попсу, то у тебя автоматически его нет? Кто для вас человек с хорошим музыкальным вкусом?
Хороший музыкальный вкус — это когда человек умеет замечать интересные музыкальные идеи, находить и выбирать музыку, которая ему нравится ему самому, и он может посоветовать что-то послушать другому. И для другого человека это будет что-то неожиданное, но интересное.
Насчет попсы, если человеку что-то понравилось из популярной музыки, в этом нет ничего плохого. Но если весь его вкус сформирован выбором большинства в данный момент времени, то получается, что сам он ничего не выбирает. Он просто соглашается с тем, что ему предлагается слушать, и для этого никакого музыкального вкуса не нужно.
И конечно, невозможно разбираться во всех стилях и направлениях. Гораздо чаще бывает, что человек хорошо разбирается, например, в джазе, но не разбирается в электронной музыке, или наоборот. Или разбирается в нескольких достаточно разных направлениях. И совершенно нормально, если ему какие-то направления не нравятся, а вам они нравятся, ну бывает, вкусы у людей разные.
«Хороший музыкальный вкус» понятие очень относительное. Человек, говорящий, что у Вас хороший музыкальный вкус, чаще всего имеет в виду, что он ваш вкус одобряет, не более того. Отсюда все эти перепалки между любителями разных стилей и направлений, все пытаются доказать, что у них вкус есть, а у оппонентов — нет.
Что действительно значимо, так это музыкальный кругозор. т.е, если ты прослушал 1000 альбомов (не «для галочки», конечно, а прослушал и вник), то ты уже будешь понимать про разные жанры, что такое хорошо, а что такое посредственно. И что не менее важно, ты будешь понимать, что глупо считать какой-то один жанр менее значимым и важным, чем другой, потому что тебе будет ясно, как все на самом деле переплетено.
А подход типа: я не слушаю группу Z и слушаю исполнителя Х — у меня хороший вкус — абсолютная ерунда.
Правда, вкус можно рассматривать как «чувство прекрасного», условно говоря. т.е, если человек серьезно считает, что музыка у Стаса Михайлова интереснее, чем у «Битлз», наверное, да, у него плохой вкус. Но чаще всего — узкий кругозор и зацикленность на известных образцах.
Музыкальное произведение, как и любое произведение культуры, характеризуется уровнем художественной задачи, методами их решения, качеством непосредственно исполнения (хотя на это не всегда обращают много внимания) и всё в таком духе. Чем лучше это всё сочетается в произведении — тем лучше музыка. Соответственно, чем больше человек слушает хорошей музыки — тем лучше его музыкальный вкус.
И да, прослушивание преимущественно современной поп-музыки свидетельствует о дурном музыкальном вкусе — её уровень довольно низок — композиции состоят из однотактного остинато, а иногда и вовсе из одного звука, а тексты опускаются до похоти, потребительства и прочей раковой опухоли человеческой личности. Конечно, иногда на Востоке появляются действительно стоящие проекты (вроде такого или такого), но до широких масс они не доходят.
Иметь хороший музыкальный вкус — это значит не ставить клеймо на целые музыкальные жанры. «Ой, я рэп не слушаю, это тупая музыка», «Я не слушаю музыку, где кричат», «Попса для дебилов» — вы наверняка не раз и не два слышали похожие фразы. Я считаю, что в любом жанре можно найти интересных для себя исполнителей, или хотя бы уделить ему некоторое внимание. Отсутствие даже желания найти для себя что-то новое в музыке- признак ограниченного музыкального вкуса. И в «попсе» можно найти интересных музыкантов, которые пытаются экспериментировать в рамках своего творчества, в отличие от исключительно коммерческих проектов.
Вкус формируется только практическим опытом взаимодействия с музыкой. Для того, чтобы иметь хороший музыкальный вкус, совершенно не надо знать ноты, иметь диплом музыкальной школы и отличать диатонику от хроматики; теория тут вообще не при чем. Нужно просто слушать очень много музыки: каждый день, отыскивая новую и возвращаясь к старой, тренируя своё умение воспринимать, классифицировать, оценивать, называть и фильтровать звуковую информацию.
Понятие «попса» (как и понятие «классика») чрезвычайно размыто и как таковое – бессмысленно: под него подпадают явления от чрезвычайно рафинированных до самых примитивных. Можно встретить людей, являющихся невероятно квалифицированными слушателями поп-музыки: эрудитами и знатоками, которые блистательно знают жанр и имеют очень необычные, интересные, осознанно сформированные пристрастия. Наверное, это и называется хорошим вкусом – в любой области.
Ни разу в жизни не сталкивалась с человеком с таким музыкальным вкусом как у меня . Отсюда некие недомолвки и чаще всего критика , но то что мне эта музыка безумно близка и нужна никто не может опровергнуть . Единственное , что действительно считаю несправедливым — это неприятие , а не непонимание . Помните — о вкусах не спорят.
Деление по жанрам в музыке 21 века уже не имеет смысла, «породистая» музыка ушла в прошлое, да и что говорить, даже раньше внутри любого жанра, помимо большинства посредственностей, находился исполнитель, который четко осознавал в чем главный стержень любого музыкального произведения и обладал чертовски выдающимся талантом перенести свое правильное понимание в аудио-формат. Сейчас все жанры перемешаны и, на самом деле, в музыкальной индустрии кризис, началась эпоха застоя. Но даже среди миллионов посредственностей найдется хотя бы тысяча талантливых музыкантов, которые слепят настоящую музыку в любом жанре, потому что тупо вкладывают в свои произведения именно стержень!
Что же это за стержень? 90% людей (золотой стандарт сравнения, когда делишь людей на технарей и гуманитариев, миллиардеров и бедняков, эстетов и собирателей говна и т.д.) даже не представляют, что главный показатель, этакое мерило, по которому четко можно определить достойны ли те или иные наборы звуков называться музыкой — это МЕЛОДИЯ. Все в музыке строится вокруг мелодии, она гармонизируется аккордами, инструменталисты вносят свои индивидуальные артикуляции, барабанщики или перкуссионисты придумывают ритм, вокалист пишет историю, подходящую под настроение песни. Если в какой либо песне нет четкого мотива — значит в ней нет характера, эмоционально она ничему не научит своего слушателя, не заставит его пережить эмоциональное вовлечение. В таких наборах звуков нет никакого смысла. Пустышка.
Те люди, кто понимают эту простую истину — у них есть вкус и абсолютно плевать какой жанр они предпочитают, это не важно. Те, кто, например, ценят в композиции лирику или экспериментальные звуковые паттерны и считают их главенствующим фактором в музыке, они ошибаются. Они и знать не знают, что такое музыка, а просто потребляют контент для определенных «фоновых» потребностей. Ну, собственно, для кого музыка это скорее фон для посторонних занятий — скорее всего у них нет вкуса. Неужели можно представить человека всерьез сидящего смирно и слушающего Тимати, Билана, Басту и т.д. с целью обогатить свой культурный багаж?
Есть вопросОт чего зависит музыкальный вкус?
Редакция The Village продолжает с помощью экспертов отвечать на самые странные вопросы о жизни, которыми задаются горожане
«О вкусах не спорят», «На вкус и цвет товарищей нет» — так говорят, обсуждая предпочтения, в том числе музыкальные. Кто-то всю жизнь слушает только рок или джаз, кто-то считает своим смыслом жизни классическую музыку, а кто-то способен воспринимать самые разные музыкальные жанры, от попа до блюза. The Village решил выяснить у экспертов, от чего зависят музыкальные вкусы людей и можно ли воспитать в себе любителя прекрасного.
Ольга Заборских
музыкальный теоретик, преподаватель
Давайте определимся, что такое музыкальный вкус и как он проявляется. В данном случае это особое чувство прекрасного в музыке, ощущение её внутренней гармонии, степени совершенства формы и содержания. А способность оценить гениальность художественного прозрения композитора или исполнителя — это и есть вкусовые проявления.
Я думаю, не все обладают музыкальным вкусом. Чтобы судить о прекрасном, необходим опыт общения с ним. Вокруг нас постоянно существует музыка, восприятие которой не требует специальной подготовки, и мы впитываем её не замечая. Для разных времён, культур и социальных слоёв это будет разная музыка — фольклорная, духовная, профессиональная композиторская, массовая или любая иная. Естественно, если музыкальный кругозор человека узок, он не сможет оценить по достоинству какие-то новые для его круга и культуры музыкальные явления. Современный человек, знакомый только с повсеместно звучащей музыкой, вряд ли приближается к прекрасному. Он живёт с произведениями, написанными на потребу, и их восприятие изначально не предполагает никаких интеллектуальных, эмоциональных и духовных усилий. Чем больше человек знакомится с немассовыми явлениями — будь то фольклор, джаз, церковная или академическая музыка, — тем шире границы его музыкального восприятия. Этот процесс постижения можно сравнить с восхождением к вершине. Ведь что видно вокруг, когда стоишь внизу? Только то, что находится в непосредственной близости. Да, можно взглянуть на горизонт, но что там — неясно. Зато какой вид открывается с вершины!
Однако не стоит думать, что музыкальная образованность — гарант вкуса, который всё-таки не зря считается даром. История музыки знала не только блестящих интеллектуалов, но и много непрозорливых критиков вроде Цезаря Кюи, который считал, что Чайковскому вообще лучше не писать вокальную музыку. И наоборот, красота сложного и незнакомого музыкального явления может тронуть совсем несведущего человека — это и есть проявления чувства прекрасного. Да, оно может быть неразвитым, но в той или иной мере присуще каждому — а мера всё-таки разная.
Первый мой настоящий диалог случился с музыкой Шостаковича
Ещё есть индивидуальный вкус. Это о нём говорят: «На вкус и цвет товарищей нет» и «О вкусах не спорят». Рождение музыкальных предпочтений — это резонанс языка и образного строя музыки, появляющийся при взаимодействии композитора, исполнителя и слушателя. То, как они взаимно проникают друг в друга, вряд ли можно объяснить до конца. Это музыка, которая говорит с тобой. Первый мой настоящий диалог случился с музыкой Шостаковича. А мой муж то же говорит об импровизациях Петруччани — я не эстетствую, просто мы профессиональные музыканты. Хотя это тоже не гарантия направленности вкуса. Например, среди моих студентов есть профессионально увлечённые группой «Аквариум» или эстрадной латиной.
Но и здесь важен музыкальный тезаурус, потому что человек может выбирать в категориях разной эстетической ценности. Приводить примеры, наверное, будет некорректно. Но всё же вряд ли ценитель песен, популярных в тюремной субкультуре, вдруг задумается и решит выбирать между ними и песнями Шуберта. Хотя Михаил Казиник как-то рассказывал мне о соседском «неблагополучном» мальчишке, который случайно услышал у него знаменитую первую часть «Лунной сонаты» Бетховена и был так потрясён, что превратился в бетховеноведа и бетховеномана. Но ему просто повезло встретиться с великой музыкой, которая с ним заговорила, — ведь этой встречи могло и не произойти.
Иван Жбанов
Я считаю, что всё начинается с детства — тогда будущее музыкальное путешествие человека во многом определяет окружение и популярные среди людей его поколения альтернативные течения. Но наверняка здесь не угадаешь и никакой формулы идеального музыкального вкуса не напишешь. В школе у меня был знакомый, очень замкнутый тип, который слушал только габбу. Этот парень, помню, тянулся ко мне и старался делиться своей любимой музыкой — наверное, потому что я просто знал, что это такое. Он считал эту музыку своим личным открытием, сам её нашёл и жил в ней. Такую музыкальную определённость можно сравнить с религией и её пропагандой.
Часто родители пытаются привить любовь ребёнку к классической музыке, водят его по консерваториям. Но классика для энергичного ребёнка всегда слишком муторная штука — в ход пойдёт в первую очередь то, что в почёте у сверстников. Причём многое может достаться и по наследству — от родителей, старших братьев или сестёр. Моя старшая сестра познакомила меня с электронной музыкой, а могла бы дать метал — и тогда я бы его слушал.
Большинство людей являются потребителями среднего продукта — это, например, то, что играет на радио. Однажды я спорил с программным директором радиостанции. Пытался убедить её в том, что нужно ставить музыку интересную, чуть более сложную, но не менее доступную. Её позиция была другой — мол, по радио должна играть простая музыка, а всё остальное люди могут найти сами. Пожалуй, эта позиция лучше всего отражает сегодняшнюю музыкальную действительность. Я считаю, что радиопродукт за последние годы сильно опустил планку и в художественном смысле, и в мелодическом, ведь погоня за рейтингами и прибылями делает своё коварное дело. Притом чем больше слишком простого музыкального продукта, тем выше интерес искушённой публики к более сложному. Вкус меняется, и это — путь от простого к сложному, если речь, конечно, идёт о человеке думающем.
Сейчас на музыкальную индустрию в целом влияет образованность нации и различные госпрограммы поддержки творчества. Кроме того, огромную роль играет техническая составляющая музыки, но национальный и, что важно, идейный колорит остаётся. Рок — музыка протеста, блатняк рассказывает о нелёгкой доле доступным языком. В Китае, например, распространение музыки регулируется государством, там не дадут жизнь песне, если она не проходит цензуру, несёт негатив или настрой против существующей реальности. Получается, что музыкальный вкус можно регулировать на национальном уровне.
Владимир Дашевский
кандидат психологических наук, врач-психотерапевт
Музыкальный вкус не даётся человеку раз и навсегда — это вещь достаточно условная. Вкус может быть врождённым разве что на 10 %, а приобретённым на оставшиеся 90 %. Тем не менее мы рождаемся с определённым заложенным темпераментом и внутренним ритмом, и у нас, метафорично выражаясь, особым образом вибрируют клетки. Так что на первом этапе многое в буквальном смысле зависит от внутриутробного развития и даже того, что во время беременности слушала мама. Такая музыка может ещё долго и незаметно для человека резонировать с его состоянием, если он будет слышать нечто подобное много лет спустя.
Далее основной вкус формируется и закладывается семьёй. В подростковом возрасте люди начинают ориентироваться на авторитеты, в том числе и музыкальные. Они тянутся за определённой референтной группой и отчасти стремятся быть похожим на своих кумиров, быть в тренде. Например, у нас в классе многие одновременно умудрялись одинаково любить и Led Zeppelin, и Modern Talking. Вопрос формирования подростковых предпочтений изначально кроется в выборе стаи, к которой хочется принадлежать. Когда стая перестаёт иметь значение и появляется возможность сделать свой собственный осознанный выбор, существенно влияют и предпочтения в других областях — какие фильмы человек смотрит, какие книги читает. То есть музыкальный вкус — часть общего культурного уровня, но прямой корреляции между интеллектом и музыкальными предпочтениями нет. Если психические процессы человека быстры сами по себе, вряд ли он будет слушать меланхоличную музыку, и наоборот.
Определённые психические состояния тоже могут диктовать свои правила: находясь в том или ином настроении, мы внезапно обнаруживаем созвучие с совершенно чуждой ранее музыкой. Это зависит от уровня психической лабильности, от степени внутренней гибкости, от адаптивности и от общей способности перепрыгивать с одного на другое. Отдельно от прочего я бы ввёл даже специальный термин — «перекрёстное музыкальное опыление», обозначающий то, как люди обмениваются своими предпочтениями при тесном общении друг с другом, когда состоят в каких-либо отношениях.
Наверное, особенностями психики всё до конца не ограничивается и есть некие архетипические музыкальные доминанты, которые существуют независимо. Например, церковная и шаманская музыка, а также африканские барабаны могут вызвать безусловный резонанс внутри у почти любого человека.
Как развить музыкальный вкус
Что такое вкус к музыке
А что конкретно является вкусом к музыке? Большинство образованных людей настоящим вкусом считает классику, но ее мало кто слушает.
Вкус является таковым, каким человек для себя его принимает. Но речь вовсе не о том, чтобы прослушать по 10 раз группу Procol Harum только для того, чтобы устало согласиться с тем, что её не зря любили в Англии 60-х. Речь о том, что существует плохая и хорошая музыка. Кто-то скажет, что прослушивание популярной ширпотребной музыки является нормальным составляющим социализации человека. Однако, на секундочку, эту музыку слушает лишь часть общества. Другая самозабвенно критикует. И что тогда? Кто прав, кто виноват? Прав не тот, кто не гоняется за модой, и не тот, кто по-снобистски слушает исключительно иорданский фанк, только потому что его никто не знает. Прав тот, кто любит хорошую мелодию вне зависимости от мнений и не отличия ради, тот, кто находит интересной хорошую музыку. Можно садизма и забавы ради слушать «Сибирский мастурбатор», в конце концов, там гениальный текст, но зацикливаться только на нём – всё равно что быть 50-летним стареющим гомосексуалистом, не признающим ничего, кроме группы «Стрелки», или чудовищем, утверждающим, что всё шлак, кроме матных песен Шнура (нематные добросовестно проматываются).
Кто-то неразумно предположит, что в данной статье речь пойдёт о предпочтении автора. Однако всё в корне не так.
Зачем нужен музыкальный вкус
Кто-то спросит: а зачем нужен музыкальный вкус? Как минимум для того чтобы расширять кругозор. Прослушивание музыки, которая раньше не была понятна, здорово расширяет горизонты. Когда-то многим из нас Pink Floyd казались безобразно унылой группой. Но в определённый момент сердце ойкнуло, и горизонты расширились.
А во-вторых, только человек с музыкальным вкусом имеет право критиковать и растаскивать по полочкам исполнителей. Умея сравнивать, можно умело распознавать из кучи музыкальных треков дерьмо и запачкавшиеся от нехорошего соседства жемчужины. Да, это необходимое условие для того, кто хочет стать музыкальным критиком, но, поверь, у большинства музыкальных критиков омерзительный вкус и жуткие комплексы, мешающие нормально работать.
С чего начать
Прежде всего, для того чтобы развить вкус, нужно переслушать множество композиций разных жанров, даже то, что кажется глупым и странным, даже если тебя пугает фамилия Таривердиев и наличие сразу трёх букв «х» в слове Oxxxymiron. Нужно ведь слушать вдумчиво и больше одной песни. Признаемся честно, не все песни Queen хороши. Более того, открою страшный секрет: большинство композиций из альбомов, написанных ими в 70-х, лучше, интереснее, да пусть даже забавнее всевеликой попсы 80-х. Собственно, нельзя судить о музыканте по двум-трем хитам. К сожалению, за ними кроется червоточина. Прости, Егор Крид. В конце концов, слушая кипы произведений, обязательно найдётся что-то, что зацепит тонкие струны нежной души.
Долой предвзятость
Главная вещь, мешающая грамотному восприятию нового материала, – предвзятость. Нельзя не слушать Bеe Gеes только потому, что они пели фальцетом и танцевали в обтягивающих штанах. Маленькая справка: помимо «Stayin Alive» и «How Deep is Your Love», у коллектива огромное множество замечательных песен. Кстати, даже эти «позорные» песни, если отбросить шелуху, звучат до сих пор лучше и качественнее, чем большинство современной попсы, потому что у этих трех братьев (вовсе не геев, у каждого была семья) потрясающий вокал, они могли спеть акапельно так, как не споёт ни одна соул-певица современности. А если послушать что-то кроме этих хитов, можно обнаружить, что парни знали толк в брутальной аранжировке, да и не всегда срывались на фальцет. Они знали, что такое рок.
Музыка не может устареть
Если твоя бабушка любит Олега Митяева, это не значит, что Олег Митяев – исполнитель неактуальный музыки для пожилых людей, может быть, они что-то понимают в его текстах, абсолютно немузыкальных, но слишком жизненных и от того ещё более глубоких. Вообще, отторгать музыку только потому, что она «устарела», – признак моральной убогости человека. Вешая ярлык «старпер», ты подтверждаешь аксиому собственной неприспособленности, намекаешь на отсутствие у тебя какого-либо мнения, а значит, и личность ты жалкая. Вообще, стремление за музыкальной модой и современностью, прослушивание только того, что в тренде, приводит к раку яичек, скучной старости и неуважению со стороны окружающих. Нужно знать современную музыку, но зацикливаться лишь на ней грешно.
Вслушивайся в слова
Кстати, о стихах. Стихи – немаловажная составляющая песни, янь композиции, нижняя гуда орала музыкального сочинения. Иногда в тексте – основная идея произведения, а потому придётся много слушать. С инструментальной музыкой всё иначе, Пако Де Люсия не мог делать акцент на том, чего нет.
Вот тут, казалось бы, мы подошли вплотную, чтобы оправдать русский рэп, а ведь даже там есть немало жемчужин. Просто нужно уметь их замечать за кучей нелепых речитативов про пацанскую жизнь, сучек и пальцы во рту.
Есть один хороший пример. Вернее, пример своеобразный, с человеческой точки зрения, но нам на неё начхать. Смотрим на музыканта. Имя ему – Захар Май, горячо любимый целыми поколениями, отчего – пусть каждый сам попытается решить. Так вот, господин Май страстно любит перепевать песни певицы Maksim. Этот здоровый, лысый, пропитый беззубый дядька, и Maksim с её полусуицидными песнями для девочек. Собственно говоря, поразительно мудрую песню советских времён «Всё напоминает о тебе» в современные массы донёс именно он. И на самом деле в композиции «Отпускаю» всё той же певицы с мужским именем мелодия – вакуумный нью-вейв, которому и Duran Duran, и Depeche Mode, и Cocteau Twins с удовольствием подпоют.
Не жди от новой музыки ничего нового
Это главное правило. Не обязательно ирландская фольклорная музыка должна унести тебя в страну эльфов, а Doors подарят тебе псевдоЛСДшный приход. Не надо сравнивать свои ощущения с тем, что «должно быть». Иногда приязнь к песне вынашивается неделями, и со временем ты с удивлением понимаешь, что в голове, как пуля, засела совсем уж неожиданная композиция Евгения Маргулиса и Чижа «Аффинажа» или пульсирующий бит Mr. Oizo.
Классика – наше все
Ну, а теперь насущный вопрос: нужно ли слушать классику? В обязательном порядке, особенно тем, кто считает глупую поп-музыку необходимым звеном между собой любимым и обществом. Человечество ведь не будет советовать всякий шлак. Классическую нужно слушать как минимум для гармонии с собой, всё равно таких эмоций, как она, не подарит даже лютый олдскульный рейв на задворках пропахшего бензином и копотью города-миллионника. Классика неспроста называется классикой, её нужно знать, услышать, разобрать, чтобы считать себя хоть чуточку разбирающимся в музыке человеком. Сделай собственную оценку накопленного годами творчества, и тогда ты на 80% приблизишься к развитию музыкального вкуса. Послушай рок, хип-хоп, классику, собственно, с неё лучше начать ликбез. «100 лучших электронных альбомов», «100 великих произведений классической музыки», «500 лучших альбомов по версии Rolling Stone» и прочие скопища информации тебе в помощь. Если не доверяешь им, пиши авторам BroDude, мы с радостью распишем, что, как и зачем, в любое время суток.
Если музыка не нравится, ты не должен начинать ее любить
Всё очень просто, немногим сложнее, чем делать известные пасы в области паха. Учти, если музыка не нравится, ты не должен начинать ее любить, ты должен сформировать своё мнение, прослушав пласт годной и не очень музыки. У тебя будут свои стереотипы о «нормальной» мелодии, ты от них никуда не денешься, но стоит попытаться от них отойти. Взгляни на свой трек-лист из Гуфа и Басты плаксивым взглядом Хатико (ты их не скоро услышишь), погрузись в новую аудиотеку с чистой совестью и делай выводы. Только не зацикливайся на развесёлых матных песнях. Вот когда ты сформируешь своё мнение о музыке разных жанров, когда будешь слушать не ширпотребные хиты, звучащие из лавок с шаурмой, тогда у тебя и будет хороший музыкальный вкус, ну, и когда ты перестанешь утверждать, что песня «Имя любимое мое» лучше Баха, Носкова и «Мумий Тролля».
О чем говорит музыкальный вкус?
От классики до рэпа, от джаза до шансона, от фолка до попсы. Музыкальных стилей десятки, а если учитывать этнические направления и современные жанровые ответвления — сотни или даже тысячи. Что из этого считать хорошим выбором, а что дурным вкусом? И что вообще говорят о человеке его музыкальные предпочтения? На эти вопросы ответили музыковеды и композиторы.
Понятие «хороший музыкальный вкус» — больше условный. Во-первых, музыкальный вкус можно всегда сформировать (специалисты советуют делать это с самого детства). Во-вторых, музыкальные предпочтения зависят не только от образованности и окружения, но и от темперамента и настроения.
«Особое чувство прекрасного в музыке, ощущение её внутренней гармонии, степени совершенства формы и содержания. А способность оценить гениальность художественного прозрения композитора или исполнителя — это и есть вкусовые проявления», — такое определение дала музыкальному вкусу в интервью The Village музыкальный теоретик Ольга Заборских.
Критерии хорошей музыки
С одной стороны, делить музыку на хорошую и плохую — не совсем верный подход. Но есть кое-какие критерии, которые могут сформировать понимание более качественной музыки. Например, если в попсе и рэпе присутствуют отсылки к классике.
Например, в песне «Комета» певец JONY использует в тексте четверостишие из стихотворения Александра Пушкина «Зимний вечер», всем известные строки «Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя…» гармонично сочетаются с текстом композиции музыканта.
«Это показатель качества, может быть, таким образом исполнитель хотел привлечь молодежь к знанию классики», — оценила композицию JONY музыковед Новосибирского музыкального колледжа имени Мурова Наталья Решетова.
Если музыкант не вторичен в своих произведениях, вносит нечто новое в музыку или манеру исполнения, то это тоже можно считать признаком качества. Не повторяться сложно. Бывает, музыкальный коллектив придумывает «бомбу», а потом выясняется, что так уже пели. Такая история приключилась с «Бурановскими бабушками».
«Добавили фольклор, добавили дэнс, а потом выяснилось, что это вообще популярная вещь на Западе, которую на дискотеках когда-то крутили. Ну взяли добавили, и где здесь новизна?», — прокомментировал доцент кафедры народной художественной культуры и музыкального образования НГПУ Владимир Байтуганов.
Композитор Илья Ильдеркин считает, что к хорошему музыкальному вкусу можно отнести музыку любого жанра. «Людей, которые не воспитаны на серьезной академической музыке — больше. Поэтому как можно сказать о том, что нравится большинству людей, которые приносят пользу обществу, любят, страдают, женятся-разводятся, что это дурной вкус?» — сказал композитор.
Исключение из хорошего вкуса, по его мнению — треки, где содержатся откровенная агрессия, много нецензурной лексики.
В то же время музыковед Решетова, наоборот, допускает использование в песнях мата, не считая его безвкусицей. Но, по убеждению эксперта, подобная лексика должна быть органична, как например, в песнях «Ленинграда».
«Если молодежь будет слушать «Ленинград», я думаю, у них хороший музыкальный вкус. А если слушать тех, кто использует мат, превозносит в песнях гедонизм, грубости – тогда это признак не очень хорошего вкуса», — считает Решетова.
Музыкальные примеры
«Я думаю, не все обладают музыкальным вкусом. Чтобы судить о прекрасном, необходим опыт общения с ним. Вокруг нас постоянно существует музыка, восприятие которой не требует специальной подготовки, и мы впитываем её, не замечая», — говорит музыкальный теоретик Заборских.
Очевидно, что никто не посмеет обвинить человека в плохом музыкальном вкусе, если его плейлист состоит из классики, оперных арий или хитов, признанных мировым музыкальным сообществом.
Есть ряд исполнителей, зарубежных и отечественных, на которых стоит обратить внимание. В России, по мнению Владимира Байтуганова, неплох рок. Это и Виктор Цой, и Борис Гребенщиков, и «Мумий Тролль». Также доцент кафедры музыки признал качественными ранние композиции Игоря Крутого (теперь, по его мнению, они вторичны и повторяют сами себя).
Музыковед Наталия Решетова оценила первые пять песен, которые вошли в чарт самых популярных треков на сервисе «Яндекс.Музыка». В ноябре главные позиции в чарте занимали австралийский певец Tones and I с песней «Dance Monkey», российская певица Zivert с композицией «Credo», треки «Увезите меня на Дип-хаус» (группа GAYAZOV$ BROTHER$), «Roses Imanbek» Remix (рэперов SAINt JHN, Imanbek) и «Комета» (поп-исполнитель JONY).
По мнению Решетовой, в современной популярной музыке важен текст и его смысл: «Я смотрю на чистоту речи, на чистоту фраз, на смысловое содержания». Среди вышеперечисленных композиций собеседница отметила певицу Zivert и ее манеру исполнения, а именно опускание окончаний в некоторых словах. Также неплохой вариант для прослушивания — Тони Уотсон (Tones and I). А вот группа GAYAZOV$ BROTHER$ показалось музыковеду грубоватой.
Прежде чем слушать популярную музыку, нужно познакомиться с творчеством Майкла Джексона, считает Байтуганов: «У нас есть король попсы, он один, и его никто не превзошёл. Это Майкл Джексон. Какие могут быть после этого разговоры? Ты хоть что напиши, может, ты и напишешь не хуже, но он создал свой стиль, и он принимается всеми».
«Группы Pink Floyd, Queenи и, в частности, Фредди Меркьюри — это люди, которые создали стиль определенный, создали исполнительское мастерство. Это рок, который имеет корни и развитие, новации, которые принимаются всеми», — также привел пример качественного рока Байтуганов.
Как развить музыкальный вкус
Музыкальный опыт, порождающий вкус, возникает из разнообразия и знания культуры музыки. «Чем больше человек знакомится с немассовыми явлениями — будь то фольклор, джаз, церковная или академическая музыка, — тем шире границы его музыкального восприятия», — сказала Ольга Заборских.
Композитор Ильдеркин согласен с тем, что развить музыкальный вкус можно, прослушивая сложные произведения, и что вкус формируется воспитанием и привычками. Он напомнил, что само по себе определение хорошего вкуса возникло со времен появления дворянства. Тогда было сформировано высшее общество и все, что прослушивали высшее сословия, считалось качественным. Если дворяне ходили в оперу, то крестьяне пели народные песни.
«Сам жанр такой как балет или опера — он же сложный и требует подготовки зрителя. Крестьянин не пойдет слушать четырехчасовую оперу Вагнера. Он с ума сойдет там прямо в зрительном зале», — сказал Ильдеркин.
Эксперты резюмировали, что нет четкого определения, что слушать хорошо, а что недопустимо. Но чем больше разной музыки слушает человек, тем больше он может сравнивать и оценивать. Кроме того, знание элементарных музыкальных основ, таких как ноты и композиция, помогут любому слушателю лучше понимать музыку.